Участники общественного проекта "Дорожный контроль" (организация, которая регистрирует факты нарушения закона сотрудниками ГАИ и помогает водителям отстаивать свои права) обратились в Окружной административный суд Киева с иском к Министерству внутренних дел. Об этом сообщает издание "Коммерсантъ-Украина".
Текст документа опубликован на сайте проекта. Истец требует отменить некоторые положения инструкции по вопросам деятельности подразделений ДПС ГАИ, утвержденной приказом МВД 27 марта 2009 года, которые, по их мнению, противоречат требованиям закона "О милиции".
Не соответствующими закону участники проекта считают положения, дающие сотруднику ГАИ право останавливать транспортное средство, если характер его движения вызывает подозрение в способности водителя управлять им – например, если резко меняются направление или скорость движения машины. В "Дорожном контроле" полагают, что при исполнении этого пункта сотрудник ГАИ может руководствоваться лишь субъективной оценкой ситуации. Истцы также настаивают на незаконности остановки автомобиля на основании данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к преступлению или ДТП.
Кроме того, в иске оспаривается законность остановки транспортного средства для опроса водителя об обстоятельствах ДТП, преступления или правонарушения, привлечения его к оказанию помощи милиции и участникам дорожного движения, проведения оперативных отработок, во исполнение решения государственных органов об ограничении движения и для проверки документов на управление машиной.
При этом в иске указывается, что закон "О милиции" четко предусматривает принудительную остановку лишь в случае нарушения водителем правил дорожного движения, технической неисправности автомобиля, загрязнения им окружающей среды, а также его использования в противоправных целях.
В минувшую пятницу Окружной административный суд начал рассмотрение этого дела по существу и привлек третьи стороны: департамент ГАИ МВД и Министерство юстиции, зарегистрировавшее оспариваемый документ. В департаменте ГАИ заявляют, что перед утверждением инструкция прошла проверку на соответствие нормам законодательства.
Впрочем, управляющий партнер компании "Василь Кисиль и партнеры" Олег Макаров не исключает, что суд может поддержать требование истца. При этом он ссылается на ст. 19 Конституции, согласно которой органы государственной власти действуют лишь на основании и в рамках полномочий, определенных Конституцией и законами. "Инструкция не может расширять круг оснований для остановки транспортного средства, предусмотренный законом. Если истец докажет, что в результате применения этой инструкции его права были ущемлены, суд может принять положительное решение",– объясняет господин Макаров. По его словам, пройденные приказом согласования помехой его отмене не станут: "Подобные иски уже рассматривались и нередко удовлетворялись".
|