Научно-популярная литература, искусство и средства массовой информации в течение десятилетий приписывали агрессивную роль самому известному из половых гормонов. Причем относилось это не только к мужчинам, ведь в меньшем количестве тестостерон вырабатывается и в женском организме.
Разумеется, такие заявления делались не на ровном месте. С давних пор известно, что кастрация животных приводила к снижению их боеспособности. И самцы с низким уровнем тестостерона в крови всегда проигрывали в схватках с теми, у кого с тестостероном было все в порядке.
Но если эта прямая причинно-следственная связь наблюдается у животных, то с человеком все оказалось не так просто. Исследование с участием 120 человек, проведенное неврологом Кристофом Эйзенеггером и экономистом Эрнстом Фером из Университета Цюриха в сотрудничестве с экономистом Майклом Нэфом из Королевского колледжа Холлоуэй Лондонского университета, показало, что половой гормон со «скандальной» репутацией, напротив, поощряет справедливое поведение, заставляя человека ощущать, что он обладает более высоким статусом.
Испытуемые приняли участие в поведенческом эксперименте, где нужно было делить между собой сумму реальных денег. Правила допускали как справедливые, так и несправедливые предложения своим оппонентам. В то же время партнер по переговорам мог принять или отклонить предложение. Чем более справедливым оно было, тем меньше существовала вероятность отказа. Если же соглашение в результате не достигалось, ни одна из сторон ничего не получала. Перед началом игры испытуемые получали либо дозу тестостерона в 0,5 мг, либо плацебо.
«Мы хотели проверить то, как именно гормон влияет на социальное поведение, и разобраться, что является истиной, а что мифом, — объясняет Кристоф Эйзенеггер. — Если верить расхожим представлениям, мы могли бы предположить, что люди, которые получили дозу тестостерона, стали бы вести себя агрессивно и эгоистично — независимо от возможности негативных последствий для переговорного процесса».
Но исследование, мягко говоря, не подтвердило подобные ожидания. Испытуемые с искусственно завышенным уровнем тестостерона в целом делали своим партнерам более справедливые предложения, тем самым снижая риск отказа от него. При этом вели они себя не только более достойно, но и более спокойно, как бы чувствуя свое моральное превосходство. Именно поэтому ученые пришли к выводу, что гормон усиливал у человека чувство статуса.
Для животных же с их относительно простыми социальными системами осознание своей статусности выражается в агрессивном поведении. «Однако среди людей статус, авторитет обеспечивается скорее социальным поведением, а не агрессией», — говорит Майкл Нэф.
Кроме того, исследование показывало, что предрассудок о «гормоне агрессии» действительно укоренился очень глубоко: те испытуемые, которые считали, что они получили тестостерон (на самом деле это было плацебо), выделялись своими явно несправедливыми предложениями, пытаясь таким образом доказать свое превосходство. Иными словами, агрессию вызывал миф об этом гормоне.