На протяжении всей истории человечества наибольшую угрозу для здоровья людей представляли инфекционные болезни. Одним из наиболее значительных событий XX в. и величайшей вехой в борьбе с инфекциями стало открытие и внедрение антибиотиков, благодаря чему стало возможно излечивать заболевания, которые ранее были смертельными. Но сейчас многие специалисты утверждают, что современная антибиотикотерапия практически зашла в тупик.
Отсутствие в обществе культуры правильного применения лекарств и, как результат, бесконтрольное применение антибиотиков приводит к тому, что микробы становятся резистентными к лекарственным препаратам - другими словами, вырабатывают иммунитет к тому или иному лекарству, говорит доктор биологических наук Игорь Красильников. Мировые фармакологические компании не успевают создавать новые антибактериальные препараты с такой же скоростью, с какой бактерии к ним адаптируются. Не сильно обнадеживают и статистические данные.
В московских больницах каждый третий случай заражения синегнойной палочкой лечить уже нечем; люди погибают, оставшись без защиты из-за того, что микроб устойчив ко всем препаратам, которые ранее без особых проблем с ним справлялись, отмечает доктор медицинских наук, заведующая отделом инфекционно-воспалительных заболеваний ФГУ НИИ Росмедтехнологий Тамара Перепанова. От сепсиса погибает людей больше, чем от ишемической болезни сердца. Десять лет назад в стационарах для лечения инфекционных заболеваний использовали 15 - 20 препаратов.
Сегодня - от пяти до шести. Многие антибиотики, которые спасали тысячи людей 30 - 40 лет назад, сейчас уже не могут помочь никому. Совсем недавно американские эпидемиологи зафиксировали распространение в больничных условиях смертельной желудочно-кишечной инфекции, вызывающей ряд симптомов - от серьезной диареи до опасного для жизни воспаления толстой кишки. Как оказалось, инфекция устойчива к антибиотикам и наиболее часто встречается в американских домах престарелых и госпиталях. Тогда в общей сложности погибли около пяти тысяч человек.
Даже создание нового антибиотика не гарантирует, что в течение очень короткого времени (иногда буквально нескольких недель) не появятся резистентные к нему микробы, отмечает профессор, доктор медицинских наук из Эстонии Ирья Лутсар. По ее словам, Всемирная организация здравоохранения и европейское научное сообщество всерьез обеспокоены устойчивостью бактерий к антибиотикам. В 2007 г. была сформирована экспертная группа, включающая ведущих специалистов из Европейского агентства по лекарственным средствам (EMEA) и Европейского центра профилактики и контроля над заболеваниями (ECDC), которая занимается данной проблемой. В России вопрос рационального применения антибиотиков стоит достаточно остро.
В нашей стране в настоящее время практически отсутствует производство антибиотических субстанций. На рынке доминируют антибиотики, произведенные зарубежными компаниями, их качество и эффективность напрямую зависят от производителя. В основном это дженерики (воспроизведенные препараты, срок патентной защиты которых, 18 - 20 лет, закончился), к которым у микроорганизмов давно выработалась устойчивость. Казалось бы, современная фармакология испытывает проблемы в противостоянии самым обычным болезням, которые были побеждены 50 - 60 лет назад.
Но, как известно, новое - это хорошо забытое старое. В нынешних условиях большое значение имеет использование дополнительных и альтернативных лекарственных средств, которые могут играть значительную роль при лечении инфекций, считает Игорь Красильников. Сейчас все более широко стали применяться препараты бактериофагов - открытых более 100 лет назад специфических вирусов, которые способны размножаться в патогенных микроорганизмах и разрушать их. В настоящее время, как заключают ученые, фаготерапия может быть очень эффективной и имеет уникальные преимущества перед антибиотиками. В частности, бактериофаги могут оказывать направленное действие на бактерию, при этом не возникает никаких осложнений и сохраняется нормофлора организма. Кроме этого, фаги способны распространяться и таким образом предотвращать болезнь, создавая профилактический эффект.
"Но, к сожалению, сегодня большинству молодых специалистов, врачей и провизоров бактериофаги известны только по учебникам, так как до недавнего времени эти препараты производились в очень ограниченных количествах. Сейчас же выпускаемая номенклатура бактериофагов достаточно широка, есть препараты практически против всех известных возбудителей инфекционных заболеваний", - отмечает заместитель директора по производству филиала ФГУП "НПО "Микроген" Екатерина Орлова.
По ее словам, к российским разработкам в области фаготерапии огромный интерес проявляют европейские страны и США, так как наша страна по праву считается мировым лидером в этой области. В частности, в России бактериофаги очень широко используются в педиатрии. Часто приходится слышать о вспышках сальмонеллеза в детских учреждениях и о том, как успешно проходит лечение с помощью бактериофагов. Кроме того, их можно использовать против вирусных инфекций - например ОРВИ, в том числе и гриппа. С экономической точки зрения производство антибиотиков от начала разработки до постановки на конвейер, по подсчетам некоторых специалистов, может обходиться до 100 раз дороже, чем аналогичное производство бактериофагов.
Конечно, нельзя категорично утверждать, что бактериофаги являют собой полную замену антибактериальным препаратам, но это реальное подспорье в ограничении широкомасштабной антибиотикотерапии. К примеру, стафилококковый бактериофаг лечит заболевания верхних дыхательных путей, гнойные инфекции кожи и слизистых. Существуют также полифаги, например секстафаг, в состав которого входят шесть очищенных фагов. Его используют для лечения фурункулеза, ожогов, перитонитов, воспалительных заболеваний уха, горла и носа, воспалительных заболеваний новорожденных и детей раннего возраста, и многого другого. Спектр приложения интести-бактериофага - лечение и профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызванных бактериями дизентерии, сальмонеллами или кишечной палочкой.
|