Сначала специалисты решили, что BIS получил золото от Центробанка одной из южноевропейских стран. По информации Всемирного золотого совета (WGC), на 1 июня в ЦБ Греции, Испании и Португалии хранились 112,2, 281,6 и 382,5 тонн золота соответственно. Однако они хотя и нуждаются в деньгах, но сильно ограничены в их использовании и не могут, например, сразу передать их своим правительствам. Сейчас самым вероятным таинственным продавцом эксперты называют МВФ, который постоянно нуждается в средствах.
Известие о загадочной сделке не могло не подхлестнуть рынок. Ведь кем бы ни был продавец, ясно одно: золото вновь в цене. Впервые более чем за месяц стоимость тройской унции (31,1 г) превысила 1,2 тыс. долларов (для сравнения: в 2002 году она составляла лишь 310 «зеленых»). И хотя до 1,6 тыс. долларов – рекорда 1980 года, когда объединились сильнейшая инфляция и глубокий экономический спад, – еще далеко, весьма авторитетные в мире финансов люди, к примеру инвестиционный гуру Джим Роджерс, предсказывают, что цена золота может достичь и 2 тыс. долларов.
У Керри Таттерсолла, директора по маркетингу Австрийского монетного двора, сегодня отличное настроение. Продажи золотых монет и слитков в мае установили исторический рекорд и достигли 485 тыс. унций. Это в пять с лишним раз больше, чем в мае 2009 года. «Сейчас фантастические времена, – говорит г-н Таттерсолл. – К нам приходят люди и просят посоветовать, как лучше перевести все сбережения в золото. Хотя мы считаем это не очень удачной идеей и советуем иметь диверсифицированный портфель». Самый ходовой товар Монетного двора в Вене – золотые монеты весом в 1 унцию, которые продаются в эти дни за 1 тыс. евро. Хорошо расходятся и килограммовые слитки стоимостью 31 тыс. евро.
Эдриан Эш, глава консультационно-исследовательской компании BullionVault, утверждает, что в управлении его компании сейчас находится золото клиентов из разных стран на 800 млн. долларов, на 20% больше, чем в прошлом году. «Мы пожинаем плоды неуверенности, резко выросшей после греческого кризиса», – объясняет он.
В Европе больше всего золота среди физических лиц покупают немцы, у которых уже, наверное, на генетическом уровне остались невеселые воспоминания о гиперинфляции 20-х годов прошлого столетия. В качества хранилищ у них особой популярностью пользуются не банки, доверие к которым из-за кризиса резко снизилось, а вырытые на большой глубине на юге швейцарского кантона Берн бункеры, оборудованные самыми совершенными системами безопасности и способные противостоять стихийным бедствиям, атакам террористов и даже ядерной войне.
Не остались в стороне от всеобщего увлечения золотом, конечно, и США. Американцы энергично скупают золотые монеты с первых дней кризиса. За океаном, однако, возникла проблема с его хранением. В одном из крупнейших хранилищ Нью-Йорка, расположенном под американским отделением британского банка HSBC в Манхэттене, уже лежат 4,2 млн. унций драгметалла.
Но «золотые закрома» не бездонны, и администрация банка еще в прошлом году решила ограничить сотрудничество с мелкими инвесторами, то есть простыми нью-йоркцами, и начала активнее работать с более выгодными институциональными клиентами.