По данным нового исследования, глобальный экономический кризис может снизить темпы распространения агрессивных (инвазивных) видов в океанах и морях. Но только на время...
В первой половине 2009 года оборот грузов, проходящих через Сингапур, крупнейший порт в мире, снизился на 13,7 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и основные морские узлы также показали аналогичное снижение по всему миру.
В общей сложности около 10 процентов мирового флота контейнеровозов и почти четверть всех рефрижераторных грузовых судов простаивают, а многие из них месяцами ждут работы.
Вроде бы все хорошо: тысячи судов пережидают экономический спад в теплых изобильных водах Юго-Восточной Азии, где за якорную стоянку взимают не высокую плату. Но, в тоже время, они накапливают здоровенные корки из живых морских желудей, мидий, крабов и рыб. При этом они покидают порт очень редко, в связи с чем, потенциал распространения инвазивных видов во всем мире является сейчас минимальным.
Но Оливер Флоэрль из Новозеландского национального Института водных и атмосферных исследований беспокоится о том, что все может измениться, когда экономика снова наберет обороты.
Крупный корабль своим корпусом может собирать до 80 тонн “биообрастания”, и торговым компаниям просто не хватит наличности, чтобы счистить все эти отложения после долгого простоя – суммы за такую услугу могут доходить до шестизначных цифр.
Проблемы начинаются тогда, когда суда заходят в порты назначения. Операторы стремятся избавиться от «безбилетных пассажиров», как только они могут себе это позволить – ведь расходы, связанные с обрастаниями ведут к снижению эффективности топлива, - а активная очистка может просто завалить морское дно «иностранными» разновидностями.
"Сегодня Австралия, Новая Зеландия и Соединенные Штаты имеют сотни некоренных видов в своих прибрежных экосистемах", - подсчитал Флоэрль.
Программы управления водным балластом (Global Ballast Water Management Programme) уже запущены на местах, однако они не затрагивают проблему биообрастания судов, добавил исследователь.
Конечно, многие из «гостей» элементарно не выживают в новых экосистемах. Но некоторые виды замечательно процветают, превращаясь в суперхищников, или просто борются за пространство с местными конкурирующими организмами.
Например, Флоэрль упоминает азиатских зеленых мидий (Perna viridis), которых уже с избытком накопилось в прибрежных водах Австралии и Новой Зеландии, и которые угрожают индустрии коммерческого рыболовства.
"Я думаю, что это одна из самых сложных экологических проблем, которую мы имеем, - полагает Питер Брайант из Калифорнийского университета. - И она сейчас практически никак не решается". На протяжении многих лет, корпуса судов покрывались противообрастающим веществом (трибутилолово), говорит Брайант. Однако это соединение чрезвычайно токсично и многие страны сегодня находятся в стадии ратификации международного запрета на его использование. Тем не менее, в настоящее время перспективной альтернативы этой отраве практически нет.
"Мы рассматриваем проблемы биологического обрастания как нечто серьезное и как тревожный сигнал для всех", - заявил Флоэрль.
К сведению, инвазивными видами называются животные и растения, случайно занесенные человеком в новые для них регионы, где они успешно приживаются, начинают размножаться и захватывать все новые территории.
Инвазивные виды отрицательно влияют на местную фауну и флору, отчего делаются вредителями и карантинными объектами.
Первым инвазивным видом можно считать людей.
|