Альтернатива автотранспорту и железной дороге предложена в США. Проект калифорнийской компании Unimodal Systems предусматривает строительство подвесных дорог, по которым будут передвигаться небольшие двухместные капсулы на магнитной подвеске.
По мнению изобретателей, идею которых описывает Discover, их детище будет совмещать в себе лучшие черты общественного транспорта и личного автомобиля. От поездов будет позаимствовано автоматическое управление (его уже сейчас внедряют в метро некоторых городов мира) и высокая скорость, от монорельсов – расположение трассы на эстакаде, а от автомобиля – небольшой размер одной капсулы.
Пока идея воплощена только в эскизах. Компьютерная презентация позволяет посмотреть, как будут по эстакадам двигаться ряды подвешенных снизу вагончиков, как они вблизи остановок будут съезжать с основного пути на ведущую к платформе ветку, как в них будут садиться пассажиры и как ряд вагончиков сможет объединиться в один поезд. Авторы идеи указывают, что самое главное ее преимущество – это малая масса вагончиков, рассчитанных всего на двух человек или несколько центнеров груза.Легкий и мобильный
Вагон электрички ЭР2 (обычная пригородная электричка России) весит свыше 40 тонн, вагон японского экспресса "Синкансэн" – свыше 50 тонн, вагон московского метро – 34 тонны; на фоне всех перечисленных поездов вагонетки калифорнийских изобретателей кажутся едва ли не невесомыми: всего 90 кг без пассажиров и груза. Из такой небольшой массы и вытекает, по мнению Unimodal Systems, ряд преимуществ.
Малая масса вагончиков означает, что для их удержания не нужны тяжелые эстакады. По расчетам американских инженеров, диаметр опор будет составлять всего 30 см, и их можно будет ставить через каждые 10 метров. Помимо очевидного удешевления строительства это приведет к тому, что трасса не станет непреодолимым препятствием между кварталами и не испортит городской ландшафт, в отличие от автомагистралей на эстакадах.
Кроме того, малая масса означает и меньшие затраты на «разгон» и поддержание скорости, особенно с учетом того, что двигаться будут только занятые капсулы, а пустые предполагается накаливать на остановках. По предварительным расчетам авторов идеи, их система окажется в десятки раз экономичнее автобуса, пригородного поезда и автомобиля – стоимость перевозки одного человека на один километр не превысит двух центов США. В пересчете на российские рубли (по текущему курсу) это примерно 10 рублей для поездки по маршруту вида «спальный район Москвы – центр». Использование подвесных дорог также позволит существенно сократить вредные выбросы в атмосферу.Автоматика
Другое достоинство, о котором пишут изобретатели, – это полная автоматизация. Пассажир в управление системой вмешиваться не будет: от него требуется только задать конечный пункт назначения. После этого вагонетка запросит центральный компьютер и сама начнет движение по маршруту, который учитывает загруженность трасс, время в пути и прочие факторы. Предполагается, что общая система управления поможет избежать пробок, а расположенные через каждые 600—800 м остановки смогут обеспечить удобный доступ к транспорту в большинстве точек города.
Скорость вагонеток – около 200 км/ч на прямой, низкая даже по российским меркам стоимость проезда, экологичные электромоторы и бесшумная магнитная подвеска впечатляют. Но все же у проекте есть как минимум один недостаток: никто не может сказать, как система поведет себя в действительности. Без детального рассмотрения применительно к той или иной реальной местности проект пока остается лишь эффектными эскизами.
Компания Unimodal невелика, и даже упомянутое на ее сайте сотрудничество с исследовательскими центрами NASA и транспортным департаментом США – еще вовсе не залог того, что первые подобные вагонетки на магнитной подвеске скоро появятся над городскими улицами.
|