Серьезная аллергическая реакция не просто вызывает неприятные симптомы вроде покраснения, слезящихся глаз и насморка – она может угрожать и жизни человека, вызывая так называемый анафилактический шок с отеком горла и сердечно-дыхательной недостаточностью. За возникновение симптомов аллергии отвечают множество различных биохимических реакций и веществ, к которым исследователи из США добавили еще одно – белок с кодовым обозначением TSLP.
Белок
Специалисты из Университета Техаса, а также Национального института аллергии и инфекционных болезней выяснили, что именно белок TSLP запускает длинную последовательность событий, приводящих к развитию аллергической реакции.
Этот белок производят так называемые дендритные клетки. Далее он направляется к Т-лимфоцитам. Под его воздействием Т-лимфоциты превращаются в клетки другого типа (Th2-хелперы) и начинают активно выделять вещества, провоцирующие изменения в тканях, в том числе и отек с покраснением.
Если этот белок удастся каким-то образом заблокировать, то это предотвратит развитие аллергии. Правда, как именно это сделать, ученые пока не сообщают.
Выключатели – они разные
Следует подчеркнуть, что все приводящие к аллергии процессы протекают в несколько этапов, потому веществ, способных сыграть роль «выключателя аллергии», много. Уже упомянутые выше лекарства, такие как супрастин или димедрол, не дают клеткам реагировать на другое вещество – гистамин. Этот способ «отключить» аллергию был известен медикам довольно давно.
Но далеко не все потенциальные «выключатели» равнозначны. Какие-то из них стоят в самом конце цепочки событий и предотвращают отек только за счет того, что непосредственно вызывающие его молекулы не смогли провзаимодействовать с клетками. А другие, напротив, способны предотвратить синтез даже того вещества, которое заставило клетки иммунной системы выделять молекулы, провоцирующие воспалительный процесс. Медикам, естественно, хотелось бы предотвратить развитие аллергии на возможно более ранней стадии.
Кроме того, крайне желательно, чтобы лекарство взаимодействовало только с конкретным белком, связанным с развитием аллергического процесса, и не вступало в реакции, к примеру, с рецепторами на поверхности клеток мышцы сердца.
Подобрать такое вещество – задача сложная, особенно если выясняется, что и сам белок играет много разных ролей, что тоже в организме не редкость. И в данном случае сложность аллергического процесса, вовлечение в него множества разных веществ, наличие нескольких стадий скорее помогают исследователям: потенциальных мишеней для лекарств становится намного больше.