Гам улиц наносит вред не только окружающей среде, но и самим людям. По данным Всемирной организации здравоохранения, жертвами длительного воздействия городского шума ежегодно становятся десятки тысяч человек. На его счету 3–5% сердечных приступов с летальным исходом, более 200 тыс. смертей от ишемической болезни сердца. Постоянная, хоть и низкая шумовая нагрузка днем или ночью, по словам медиков, снижает у детей способность к обучению.
ПОСКОЛЬКУ основным источником городского шума являются автомобили, специалисты прилагают немало усилий к тому, чтобы они передвигались тише. Кое-чего в этом направлении удалось добиться. Например, снизить шумность двигателя. Несколько лет назад инженеры компаний Bosch и Siemens получили Немецкую премию будущего за разработку форсунки с пьезоэлектрическим управлением для дизельного двигателя. Она производит вместо одного впрыскивания горючего несколько мини-впрыскиваний. Эти небольшие порции горючего, которые подаются в раскаленные выхлопные газы, не только позволяют сжигать образовавшиеся частички мелкодисперсной сажи, но и создают в цилиндре плавное нарастание давления. За счет всего этого у двигателя не только меньше вредных выхлопных газов, но и меньше шума.
Еще немного снизить шумность автомобиля удалось за счет усовершенствования профиля шин и применения в них новых материалов. Дело в том, что пресловутый гул автострады состоит, главным образом, из шума колес, а не из рева моторов. Когда колесо катится по дороге, воздух, попадая в бороздки шины, сильно сжимается и, высвобождаясь, создает мощный шум. Однако изобрести какие-то революционные бесшумные шины инженерам вряд ли удастся. Как объяснил журналу Spiegel представитель компании Continental Эрнст-Ульрих Земанн, современные шины и так в два раза тише тех, что выпускались 20 лет назад, и в ближайшие годы не стоит ожидать существенных изменений ни в материалах, применяющихся для их изготовления, ни в геометрии их профиля.
В связи с этим многие специалисты, занимающиеся решением проблемы городского шума, возлагают надежды на усовершенствование самого дорожного покрытия. Уже несколько лет при строительстве дорог во многих странах мира применяется так называемый тихий асфальт. В асфальтной смеси для такого покрытия содержится значительное количество грубо измельченных минеральных материалов. Полости и поры, возникающие между ними, частично глушат шум от колес автомобиля. Эти поры одновременно являются и слабым местом «тихого асфальта» — они забиваются грязью, вследствие чего акустический эффект такого покрытия сохраняется лишь несколько лет. Проблему взялись решить специалисты Федерального дорожно-строительного управления Германии и химики Штутгартского университета. Они разработали для «тихого асфальта» битумную смесь с водоотталкивающими добавками. Благодаря этому частички грязи не смогут цепляться за стенки пор асфальта. Но это еще не все. Дело в том, что обычный «тихий асфальт» хорошо поглощает только звуки определенной частоты. В связи с этим мюнхенское инженерное бюро Muller-BBM предложило укладывать под асфальт кирпичики-резонаторы из полимеробетона. Они должны будут приглушить остальные звуки, из которых состоит дорожный шум. Если обычный «тихий асфальт» уменьшает уровень шума на пять децибел, то благодаря резонаторам данный показатель приближается к восьми.
Может показаться, что это не так уж много. Однако «на слух» это означает уменьшение шума от проезжающих автомобилей на треть, а то и наполовину. К тому же ни в абсолютно бесшумной дороге, ни в таких же автомобилях вовсе нет потребности. Вопрос в безопасности пешеходов — они все же должны слышать звук приближающегося транспортного средства. В связи с этим, кстати, в Японии и США развернулась дискуссия об обязательном минимальном шуме, который должны издавать электромобили — машины, которые еще недавно расхваливали именно за бесшумность. Поэтому такие гиганты автопрома, как Nissan и Toyota, которые уже в следующем году намерены представить коммерческие модели электромобилей, взялись за разработку искусственного шума для них. Для этого Nissan наняла в Японии в качестве консультантов композиторов, писавших саундтреки для фильмов. Они разработали для электромобиля Leaf «шумовое оформление», напоминающее звук летящих машин из культового фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Этот шум будет включаться сразу после заведения автомобиля и выключаться, как только его скорость превысит 20 км/ч.