В будущем самые известные бренды придут из Азии, Бразилии и России, к такому выводу пришла компания Wolff Olins.
Впрочем, не все эксперты солидарны с этим мнением, так издание Business Week, составляющее рейтинг 100 самых дорогих мировых брендов, напоминает, что 60 из таких торговых марок - американские.
Мнением о том, какова вероятность того, что ситуация измениться, и лидерство перейдет именно к брендам из стран БРИК, поделился с Би-би-си Александр Алексеев, сопредседатель комитета креативных агентств АКАР.
- Эти страны уже издавна являются поставщиками. Например, Пеле или Карлос Жобим, кайпиринья вместе с кашасой. Это ведь бренды? Это я про Бразилию. Вы догадываетесь, что я сейчас скажу что-нибудь про Чайковского, Барышникова и Гагарина, что тоже бренды. И автомат Калашникова, кстати, тоже, как это ни печально.
Вопрос заключается только в том, где мы ожидаем появления этих брендов. Если мы ожидаем их в классической сфере экономики, будь то люксовая, будь то молодежная сфера, будь то мода, то эти бренды уже действительно появляются. Существует глобальная экспансия такого водочного бренда, как `Русский стандарт` следом за уже существующей экспансией бренда `Столичная`. Вопрос только в том, насколько экономика производства будет работать на экономику спроса, какие бренды из России могут потенциально пользоваться спросом за рубежом.
Подчеркиваю, они всегда пользовались спросом, если это бренды в области спорта. Я здесь имею в виду не спортивную одежду, а спортсменов. Есть Овечкин. Чем не бренд из России?
- Какой же Овечкин бренд?
- Овечкин такой же бренд, как его коллега Дэвид Бекхэм. Первое: бренд - это не материальное. Бренд - это представление. Бренд вовсе необязательно основан на продукте. Бренд точно также может быть основан на человеке или на культурном явлении.
- В каком секторе экономики могут появляться такие бренды?
- Ожидаемо, что из России бренды могут возникнуть в сфере водки. Поэтому `Русский стандарт` и `Империя` довольно прилично продаются за рубежом.
- Как вы считаете, на что может возникнуть спрос?
- С какими ассоциативными рядами связана в мире Россия? Или Бразилия? Или Китай? Китай, например, связан с кунг-фу, поэтому можно сказать, что монастырь Шаолинь - это бренд. И на построение этого бренда поработали все: от Путина до Тарантино.
- Вы сами говорите, что с определенными странами связаны определенные ожидания. Очень многие потребители, когда приходят в магазин и видят на полках товары с надписью `Made in China`, предпочтение отдадут не им, а тем, которые произведены в Европе, например.
- А с другой стороны, когда мы покупаем телефон HTC, а там написано `Made in China`, мы уже не очень расстраиваемся. Ведь мы уже привыкли к тому, что вся электроника - китайская. И кстати, HTC - это китайский бренд. Люди уже привыкли, что все сделано в Китае. Так что надо смотреть не на этикетку - Китай или не Китай - а на качество товара. Разумеется, бренд - это полный опыт, это впечатление. Туда материальное качество продукта тоже входит, но не только.
- Какие ожидания от России будут в этом плане?
- Ожидания от России по-прежнему очень масштабные в области культуры. В данном случае под культурой я подразумеваю широкое понятие, в том числе и ресторанную культуру, и культуру еды. Хотя считается украинским, например, борщ. Я могу представить, что Campbell будет выпускать во всем мире борщ. Точно также очень активно будет решаться и ситуация водки.
В области новых технологий пока рановато строить прогнозы. В области космоса может что-нибудь возникнуть. У России есть многолетний послужной список в этой области. У людей сложилось вполне определенное представление о том, что из себя представляет страна. Ряд стран ухитрился это изменить.
Несколько лет назад было впечатление, что все китайское - некачественное. Теперь в ряде сфер это не так. Посмотрим на ту же Индию: мне кажется, она сумела изменить впечатление о себе за счет собственной "Силиконовой долины" - Бангалора - и чуда с этим связанного.
Сделала ли подобное движение на мировом пространстве восприятия себя Россия? Боюсь, что еще нет.
|