Заместитель начальника казначейского управления ПУМБ Антон Стадник прокомментировал Maanimo.com курсы продажи НБУ валюты заемщикам:
— Антон, чем, вызвано то, что Нацбанк начал продавать СКВ во время своих аукционов для заемщиков не по единому курсу, а по разным?
— Пожалуй, тот факт, что Национальный банк стал продавать валюту на аукционах для заемщиков по различным курсам, не единственный шаг регулятора, направленный на сближение им официального, рыночного, средневзвешенного, аукционного и прочих курсов. Ранее мы наблюдали действительно разнящиеся значения этих курсов: к примеру, рынок находился на одной части вектора, а официальный курс и курс интервенций — на иной, и между ними наблюдалась немалая разница.
21 октября НБУ впервые «привязал» свой курс аукциона к среднерыночному курсу за предыдущий день, и можно было предположить, что впредь он будет поступать точно так же. Сейчас Нацбанк проводит следующие виды аукционов: «долларовые» (в среду) и направленные на продажу евро и франков (в пятницу). Этот ход событий изменил аукцион вчерашнего дня: курс аукциона среды не соответствовал среднерыночному курсу вторника, как это было прежде.
— В каком диапазоне происходили продажи НБУ во время последнего аукциона?
— Думаю, не имеет смысла говорить о каком-либо коридоре, поскольку аукцион для физлиц проводится по иной схеме, нежели аукцион для юрлиц. Если продажа регулятором валюты для корпоративных клиентов — это действительно аукцион по своей сути, с полным соответствием его экономическому определению, то аукционы для частных клиентов проходят несколько иначе: Национальный банк рассчитывает всех по единому курсу.
— Значит ли изменение поведения Нацбанка, что население подталкивают к тому, чтобы оно перестало формально относиться к указанию курсов в своих заявках?
— Стоит отметить, что Нацбанк жестко относится к тому, чтобы банки участвовали в аукционах для физлиц за счет своих средств. Зачастую это бывает так: банк отправляет НБУ средства для покупки валюты от себя, не взимая прежде их с клиентов в полном объеме. Банк, перечисляя средства НБУ, рассчитывает их из расчета курса предыдущего аукциона.
Если курс следующего аукциона превышает предыдущий, то клиент доперечисляет банку нужную сумму, и наоборот. Регулятор же категорически против такого подхода и постоянно указывает на то, что банки должны выходить на аукционы исключительно с деньгами клиентов, постоянно контролируя этот процесс. И нынешний «плавающий» курс позволяет банкам объяснить клиентам, почему они взимают у них гривневого покрытия больше, чем того требуется.
— Чтобы вы посоветовали в нынешней ситуации предпринимать заемщикам?
— Практика последних двух недель показывает, с одной стороны, что рынок доллар – гривна, как наличный, так и безналичный, снижается. А с другой — Нацбанк поднимает курс аукциона. Таким образом, он пытается сблизить эти величины.
Если эта тенденция будет наблюдаться и в дальнейшем, то, можно предположить, что потребности в проведении аукционов в дальнейшем может и не быть, либо в них будет участвовать все меньше клиентов. Это подтверждает и тот факт, что как только рынок приближается к отметке 8,00 грн./$, и как физические, так и юридические лица активизируются в своих операциях и покупают валюту даже для своих будущих расчетов.
|