К таким языкам относятся белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, караимский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, русский, румынский, словацкий и венгерский.
Законопроект наделяет правом вводить региональные языки местные советы всех уровней. Это возможно, если количество носителей языка на соответствующей территории составляет не менее 10% ее населения. Устанавливать численность языковой группы предполагается на основании переписи 2001 года. Эти данные могут уточняться по итогам опроса лиц или же путем сбора подписей.
Денис Ковриженко, директор по правовым вопросам Лаборатории законодательных инициатив, предупреждает о возможных последствиях нового закона. «На практике в некоторых регионах может возникнуть ситуация, когда на областном уровне будет признаваться один региональный язык, на районном — второй, на уровне села — третий. Следовательно, сельские органы местного самоуправления будут вынуждены обеспечивать поддержку нескольким языкам. Потратиться придется не только на язык меньшинства, проживающего в пределах соответствующего села, но и на несколько других языков, которые будут иметь к жителям соответствующего населенного пункта отдаленное отношение», - говорится в статье эксперта для «Зеркала недели».
«Количество переводчиков в аппаратах парламента, правительства, в областных государственных администрациях должно соответствовать по крайней мере количеству региональных языков, введенных в соответствующих регионах. Штаты государственных и самоуправляющихся органов всех уровней необходимо будет укомплектовывать служащими, которые будут владеть несколькими соответствующими региональными языками, - отмечает Ковриженко. - Судебные решения придется переводить с регионального языка на государственный — едва ли суд кассационной инстанции, расположенный в Киеве, будет рассматривать жалобы на решения, изложенные на крымскотатарском или на венгерском языке».
«Большинство задекларированных в проекте мер по поддержке региональных языков носят откровенно популистский характер. Значительная их часть не может быть профинансирована государством, что существенно повысит вероятность использования бюджетных средств для «продвижения» отдельных региональных языков», - подытожил эксперт.