Чрезвычайный и Полномочный посол Украины Александр Чалый и партнер консалтинговой группы "Легис" Александр Малиновский в своей статье для "Зеркала Недели" пишут, что задержка с оплатой, неоплата или частичная оплата Украиной за российский газ, согласно заключенному 19 января 2009 года контракту между НАК "Нафтогаз" и ОАО "Газпромом", не может привести к немедленному прекращению поставок газа для целей внутреннего потребления в Украине.
Эксперты пояснили, что согласно положениям заключенного между "Нафтогазом" и "Газпромом" контракта, Украина должна внести 100-процентную оплату за потребленный газ до седьмого числа следующего месяца. В случае просрочки предусматривается переход на предоплату с предоставлением "Газпрому" права прекратить или приостановить поставки газа для целей внутреннего потребления в Украине (статья 5 Контракта поставки).
В то же время, в случае неоплаты до 7 декабря, поставки в декабре возможны только при переходе на предоплату. А это в свою очередь возможно при предоставлении "Газпромом" авансового счета не позднее 16 ноября и его предварительной оплаты "Нафтогазом" не позднее 30 ноября, констатируют эксперты.
"По сути, получается, что "Нафтогаз" и "Газпром" должны заранее спрогнозировать просрочку с оплатой, а неблагоприятные для "Нафтогаза" последствия должны наступить еще до нарушения условий оплаты с его стороны", — убеждены Чалый и Малиновский.
Эксперты отмечают, что даже в случае просрочки "Нафтогазом" оплаты газа, скажем, за ноябрь, поставки в декабре должны будут осуществляться на прежних условиях. Эксперты поясняют, что "Нафтогаз" в этом случае может юридически грамотно аргументировать свою позицию, используя юридическую конструкцию "просрочки кредитора" с выставлением авансового счета.
"У "Нафтогаза" есть как минимум месяц для исправления ситуации и проведения с "Газпромом" — при сохранении поставок газа для потребителей Украины — непростых, но могущих быть результативными переговоров", — убеждены Чалый и Малиновский.
При этом эксперты убеждены, что "Нафтогаз" имеет законные основания для постановки перед "Газпромом" вопроса о компенсации потерь от сокращения объемов транзита газа.
"Транзит меньшего объема газа в 2009 году будет означать несоблюдение "Газпромом" обязательства по пункту 3.1.1 Транзитного контракта. И хотя в контракте нет положений об ответственности "Газпрома" за несоблюдение объемов транзита, тем не менее такая ответственность предусмотрена правом Швеции и заключается она в возмещении убытков, понесенных "Нафтогазом" вследствие сокращения объемов транзита, в том числе упущенной выгоды", — поясняют эксперты, констатируя, что газовые соглашения от 19 января 2009 года регулируются правом Швеции.
Эксперты также убеждены, что у российской стороны нет юридических оснований для сокращения объемов подачи в Украину транзитного газа в случае отбора "Нафтогазом" части такого газа.
При этом эксперты сослались на отсутствие подобных положений в газовом контракте.
Согласно контракту, "Нафтогаз" обязан не прерывать транзит в случае возникновения любого спора.
"Хотя этот пункт и сформулирован как одностороннее обязательство "Нафтогаза", тем не менее его практическая реализация возможна только при условии, что и "Газпром" будет вести себя аналогично, то есть не будет сокращать подачу газа в случае возникновения любого спора. Таким образом, этот пункт следует рассматривать как обязывающий, в том числе и "Газпром"", — поясняют эксперты.
Как сообщалось, во вторник, 24 ноября, делегация "Нафтогаза" вылетит в Москву для переговоров о возможном предоставлении компании кредита российскими банками, а также об объеме поставок российского газа в следующем году.
Напомним также, согласно результатам договоренностей российского премьера Владимира Путина и главы украинского правительства Юлии Тимошенко, газовый контракт, заключенный Россией и Украиной в январе 2009 года, будет частично скорректирован - понимая всю сложность ситуации, сложившуюся в экономике партнеров, Россия решила пойти на уступки в части снижения ранее прописанных объемов закупок газа. При этом санкции за недобор топлива в 2009 году применяться не будут, но в обновленных контрактах эта норма сохраняется.