Главные причины быстрого роста бедности – неконкурентоспособные производства и низкие зарплаты. Оптимизация издержек на оплату труда коснулась в первую очередь тех, чей труд и до кризиса оплачивался не слишком высоко. Большинство менеджеров высшего звена прошли его почти безболезненно.
Антикризисные меры правительства были направлены в первую очередь на поддержание социальной стабильности. Максимальное пособие по безработице выросло до рекордных 4900 рублей, ускоренно повышались пенсии. В нынешнем году они корректировались уже четыре раза. В марте базовая часть пенсии выросла на 8,7% – до 1950 рублей. С 1 апреля пересчитана страховая часть – на 17,5% (по первоначальным планам увеличение должно было составить 15,6%). С 1 августа страховые пенсии проиндексированы во внеплановом порядке – на 7,5%. И с 1 декабря предстоит еще одно увеличение "базы", но не на 26,5% предполагавшихся ранее, а на 31,4% – до 2562 рублей. Кроме того, введенное на многих предприятиях "ручное управление" препятствовало остановке крупных производств в нескольких моногородах. Тем не менее рост числа малоимущих происходит ускоренными темпами даже в условиях благоприятной для России нефтяной конъюнктуры. Может потребоваться не менее трех лет, чтобы уровень бедности вернулся на докризисный уровень.
По данным НИИ труда, в 1992-1995 гг. ядро бедных традиционно составляли социально уязвимые слои населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи с детьми). Но к концу 1990-х гг. центр тяжести сместился к "работающим" бедным – трудоспособным гражданам, которые получали низкие доходы и не могли прокормить себя и семью. Основными причинами такого положения явились низкий уровень заработных плат, не обеспечивающий прожиточный минимум их получателей, задержки с выплатами, безработица, неполная занятость, вынужденные административные отпуска без предоставления денежной компенсации и др. В 2007 г. к малоимущим относилось, по данным Росстата, 65,2% людей трудоспособного возраста, 21,4% детей в возрасте до 16 лет и 13,3% пожилых людей. В 2009 г. 61,1% бедных – люди трудоспособного возраста, в том числе занятые в экономике – 59,4%.
"Сложившаяся в стране модель бедности – это, прежде всего, результат низкого уровня доходов от занятости и, как следствие, – через их налогообложение – низкого уровня социальных трансфертов", – резюмирует заместитель генерального директора по научной работе НИИ труда Александр Разумов.