2 октября в широкий американский прокат вышел фильм о самой трагической истории любви в мире. Лауреат премии "Оскар" за "Боулинг для Колумбины" и "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля за "Фаренгейт 9/11", режиссер Майкл Мур в своей новой документальной картине "Capitalism: A Love Story" рассказывает о крахе взаимоотношений между жителями США и их бумажным божком - долларом.
С начала нового тысячелетия этот теперь уже 55-летний грузный американец в очках и бейсболке исправно наступает Вашингтону на больную мозоль. "Боулинг для Колумбины" (2002) был рассказом об инциденте с перестрелкой в колледже Колумбины. Оттолкнувшись от трагического факта, Мур развернул камеру на 360 градусов – так, чтобы под ее прицел попал полный спектр затронутой темы: "Как жить в стране, где стволов на душу населения больше, чем телевизоров?" "Фаренгейт 9/11" (2004) стал его откликом на 11 сентября 2001 года - день, когда не только Америка, но и весь мир изменился навсегда. В этом случае Мур также без церемоний поставил проблему ребром: насколько виноват в случившейся беде лично президент Соединенных Штатов Джордж Буш-младший.
"Капитализм: История любви" (2009) - первый в кинематографе фильм о финансовой пандемии, поразившей планету. Мур заговорил об экономическом кризисе, не дожидаясь его окончания. Будучи человеком, далеким от банковских механизмов, режиссер, тем не менее, взял на себя смелость попытаться объяснить своим согражданам причину исчезновения денег в их карманах. Америка, восседавшая царем на горе Капитализм, поплатилась за идолизацию доллара, но виноваты в этом, по мнению Мура, не отдельно взятые корпорации, не только администрация США и банковская система, но и каждый житель этой огромной страны, с закрытыми глазами следовавший всем движениям руководства.
Режиссер, разжевывая зрителям экономический коллапс, уподобляется психологу, разбирающему по полочкам межполовые взаимоотношения: эйфория от возможности осуществления так называемой американской мечты приравнивается к состоянию влюбленности, роман с капитализмом развивается по нарастающей, пока, наконец, не разбивается, точно "Титаник", об айсберг реальности. Миф о богатстве для всех остается лишь мифом, миллиарды оседают в кошельках финансовых воротил, а рядовые жители США едва сводят концы с концами, пытаясь удержать над головой крышу купленного в кредит дома.
Эффект Мура незамысловат: он называет вещи и явления своими именами, в то время как администрация США и хваленая американская свободная пресса подменяют понятия и избегают прямых вопросов сограждан. Собственно, режиссер на премьере "Капитализм: История любви" на Венецианском фестивале в начале сентября прямо обвинил журналистов в том, что вынужден выполнять работу за них. Мур подчеркнул, что всю информацию, которую потом нарекают скандальной, он черпает буквально из-под носа у миллионов людей - из Интернета.
В фильме "Капитализм: История любви" режиссер не дает ответа на вопрос, что делать, но все же надеется на свет в конце тоннеля. С учетом того, что фильмы Майкла Мура выходят у нас в стране с более чем годовым опозданием, не исключено, что к дате российской премьеры (пока не назначенной) капитализм вновь оправдает себя в глазах жителей всего мира, и у этой "лав стори" появится шанс на счастливый конец.
|