Согласно предварительным итогам, в 2009 г. украинские авиакомпании потеряли 1 млн. своих пассажиров, или пятую часть докризисного объема спроса. Это — наиболее значимое падение рынка во всем европейском регионе, а также самое ощутимое снижение на фоне других видов пассажирского транспорта в Украине.
Как свидетельствуют предварительные итоги года, подведенные Госавиаадминистрацией (исходя из результатов за 11 месяцев и расчетных данных), в 2009 г. украинские авиакомпании выйдут на объем перевозок 5,1 млн. пассажиров. Это на 17,5% меньше, чем было перевезено в 2008 г. (6,18 млн. пассажиров). Пассажиропотоки через отечественные аэропорты также снизились примерно на 1 млн. человек — с 10,6 млн. в 2008 г. до почти 9 млн. в 2009 г. На основании этого можно сделать вывод, что теряли своих клиентов в основном именно авиакомпании, зарегистрированные в Украине. Очевидно, это объясняется тем, что летающие у нас зарубежные авиаперевозчики ориентированны преимущественно на «своих» пассажиров, то есть нерезидентов.
А европейский спрос на услуги авиаперевозки оказался не столь чувствительным к экономическим катаклизмам. Так, по данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), европейские авиакомпании в среднем за год потеряли 7,2% пассажиропотока. В России снижение по итогам 11 месяцев, сообщает Минтранс РФ, составило 10,3%. Заметим, даже в странах Африки, которые считаются одними из наиболее пострадавших из-за кризиса в 2009 г., падение спроса на авиаперевозки составило 9,6% в среднем по региону. Интересно, что в некоторых регионах мира спрос на авиаперевозки даже вырос: в странах Ближнего Востока — почти на 10%, а в юго-восточном азиатском регионе — на 7,6%.
Не стало неожиданностью и то, что, согласно данным Госкомстата, в течение кризисного года украинские пассажиры отказывались от услуг, в первую очередь, авиационной отрасли. Количество клиентов железной дороги в этом году (по итогам 11 месяцев) снизилось всего на 4,2%, услугами автомобильного транспорта воспользовалось на 7,8% меньше граждан, а падение в секторе перевозок водным транспортом составило 13,3%. В то время как показатели авиации за тот же период — минус 18%.
Среди тенденций рынка авиауслуг в Украине и другие особенности, отличные от мировых. Примечательно, к примеру, что, опять же по прогнозам ICAO, спад перевозок на международных линиях в среднем по миру составит 3,9%, а на внутренних — 1,8%. В Украине же, наоборот, наиболее значимый регресс замечен в сегменте регулярных внутренних рейсов (перевезено на 21,5% меньше пассажиров, чем за 2008 г.). А пассажиропоток на регулярных международных маршрутах снизился лишь на 6%. Эксперты находят этому явлению несколько объяснений.
Во-первых, среди летающих за границу украинцев, в сравнении с теми же европейцами, сравнительно мала доля тех, кто направляется туда в отпуск или с туристическими целями. Большую долю пассажиропотока у нас формируют бизнесмены и чиновники, летающие за корпоративные и бюджетные средства. Для этого сегмента пассажиров расходы на транспортную составляющую деловой деятельности, как правило, не являются решающими. Значительный спад в нише внутренних перевозок говорит еще и о том, что экономический кризис усугубил диспропорцию в уровне жизни в столице и регионах: ранее наполняемость самолетов на внутриукраинских рейсах обеспечивали жители регионов, которые отправлялись за рубеж транзитом через Киев. На основании имеющейся статистики можно сделать вывод о том, что от полетов за границу отказывались прежде всего пассажиры из нестоличных городов, что сильно ударило по лоуд-фактору региональных рейсов.
Следствием этого, очевидно, стала третья значимая тенденция рынка авиауслуг в Украине: авиакомпании практически утратили интерес к региональным перевозкам, предельно урезав сеть внутренних маршрутов. В то же время львиную долю перевозок на внутренних маршрутах, где имеют назначения лидеры рынка МАУ, «АэроСвит», «Донбассаэро», выполняет авиакомпания «Днеправиа». Эксперты называют такую стратегию вполне логичной на время кризиса: флот «Днеправиа» включает 11 региональных самолетов Embraer-145 (рассчитан на 50 пассажиров). Они гораздо более экономически эффективны в сложившейся ситуации, чем самолеты Boeing-737 из парков МАУ и «АэроСвита» вместимостью 120-150 пассажиров.