Нынешняя избирательная кампания обойдется втрое дешевле предыдущей
На прошлой неделе ЦИК утвердил календарный план мероприятий по подготовке к проведению президентских выборов. Претенденты на пост главы государства смогут начать предвыборную агитацию не ранее 26 октября, хотя все они уже вовсю рекламируют себя с экранов телевизоров и билбордов. Правда, сейчас расходы кандидатов будут втрое меньше, чем на выборах 2004 г. Политики, заявившие о своем желании баллотироваться в президенты, совокупно потратят до $400 млн. Больше их спонсоры, изможденные кризисом, просто не потянут.
Дорогое удовольствие
Выборы в нашей стране всегда проходили «по-богатому». За последний год ЦИК трижды увеличивал свой бюджет. В августе запрашиваемый им объем финансирования превысил 1,744 млрд грн. Правда, на днях смета была урезана до 1,27 млрд, учитывая сокращение сроков проведения кампании (со 120 до 90 дней) и планируемое уменьшение расходов на зарплату членов избиркомов, которых будет меньше, чем ожидалось: на каждом участке должны присутствовать по два представителя от каждого кандидата. При этом вместо трех десятков претендентов на президентское кресло их (теперь это уже очевидно) будет вдвое меньше, поскольку далеко не все желающие смогут внести увеличенный до 2,5 млн грн. залог.
Тем не менее даже сокращенная смета почти втрое превышает расходы на организацию и проведение трех туров голосования в 2004 г. (477 млн грн.). На фоне этой цифры 470 млн, на урезание которых согласился ЦИК, выглядят несерьезно: уменьшение зарплаты работников избирательных комиссий, которая составляет от 80 до 85% в общей структуре бюджетных расходов, а также значительное снижение стоимости товаров и услуг в период кризиса должны были дать большую экономию. Для сравнения: президентские выборы 2008 г. в России, куда большей по количеству избирателей, обошлись федеральной казне в 5 млрд руб. (около 1,33 млрд грн.) — почти столько же, сколько украинский ЦИК планирует потратить на предстоящую кампанию. Его нескромные запросы пока удовлетворены частично: в главной финансовой смете страны 2009 г. на выборы заложено 712 млн грн. Недостающих полмиллиарда нет и в проекте бюджета на 2010 г. За этими деньгами правительство может обратиться в НБУ (в качестве ссуды), ввести отсрочку оплаты товаров и услуг до утверждения парламентом соответствующих расходов, профинансировать за счет средств, предусмотренных на другие бюджетные статьи, либо в очередной раз секвестировать избирательную смету.
Кандидатский минимум
Насущным является финансовый вопрос и для кандидатов в президенты. Согласно данным ЦИК право голоса имеют 36,5 млн граждан. Из них на участки, как показывает практика, придут не более 75%, больше половины из которых — около 14 млн украинцев — должны поддержать победителя. По подсчетам независимых экспертов, в 2004 г. каждый голос «за» в среднем обошелся претендентам на пост главы государства в $5. Исходя из этого нетрудно подсчитать, что для проведения результативной агиткампании желающим заполучить гетманскую булаву нужно выложить не менее $70 млн.
По словам директора PR-группы Polittech Тараса Березовца, обычно избирательный фонд распределяется следующим образом: 10% — на внешнюю рекламу, 40% — на телерекламу, 15% — на организацию поездок кандидата для встреч с гражданами, выступлений артистов, содержание агитаторов, 25-30% — на зарплату работников штабов и представителей в избиркомах, остальное — на иные расходы (взятки или банальное воровство). Руководитель Ассоциации внешней рекламы Артем Биденко заявил, что в августе-сентябре все вышедшие с рекламной кампанией кандидаты — Арсений Яценюк, Юлия Тимошенко, Сергей Тигипко, Виктор Янукович, Олег Тягнибок и Борис Тарасюк — потратили на билборды $1,5-2,5 млн. Пока это самая расходная статья, позволяющая рассчитать кандидатский максимум трат. Соответственно, за пять-шесть месяцев наиболее рейтинговые претенденты израсходуют на наружку $10-12 млн. То есть, исходя из приведенной г-ном Березовцом пропорции распределения статей избирательного бюджета, общая стоимость кампании может достичь $100- 120 млн. Вряд ли кто-то, учитывая кризис, сможет мобилизовать большую сумму. Хотя по ныне действующим законодательным нормам ограничения на размер предвыборного фонда кандидата сняты.
Практически все претенденты на кресло главы государства сделают ставку на виртуальную кампанию, предпочитая обращаться к избирателям с экранов и «бордов». «За сезон телевизионщики выручат около $100- 105 млн», — считает директор Всеукраинской рекламной коалиции Максим Лазебник. Владельцы внешних носителей, по подсчетам г-на Биденко, получат около $30 млн. Из всех кандидатов только спикер Владимир Литвин из-за нехватки средств сделал ставку на прямое общение с электоратом. Поэтому его расходы не превысят $20 млн. Больше остальных потратится на предвыборную агитацию Юлия Тимошенко, поскольку ей нужно сравнять разрыв в рейтинге с главным конкурентом — лидером «регионалов» Виктором Януковичем. Она единственная в этом году смогла позволить себе гастрольный тур звезд отечественной эстрады, который потянет на $50 млн.
Спонсоры стали прижимистыми
В докризисные времена спонсоры часто вкладывались сразу в несколько политических сил, пытаясь диверсифицировать риски. Теперь же ставки в основном делаются на кого-то одного. К тому же в прошлое ушла и практика выделения живых денег. Сейчас бизнесмены предпочитают оказывать «посильную помощь», предоставляя кандидатам свои помещения, сетевой ресурс, эфирное время на подконтрольных СМИ, оплачивая разовые акции или региональные агитационные кампании облюбованных претендентов. Недавние политические спонсоры перестали покупать и содержать нерентабельные партии, предпочитая выделять средства конкретным людям на реализацию конкретных задач. Им нужны осязаемые экономические блага вроде участия в приватизации, получения крупных госзаказов и льгот, постов в госструктурах, причем здесь и сейчас. Поэтому в лучшем положении оказываются кандидаты при власти: Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко.
Среди «титульных спонсоров» Президента — члены его семьи, ряд депутатов и губернаторов. Возможна медийная поддержка со стороны бывшего советника главы государства, владельца холдинга «Главред-медиа» Александра Третьякова. А вот вспомоществования от Дмитрия Фирташа (RosUkrEnergo) весьма скромны: его бизнес — и отечественный, и зарубежный — разгромлен. С подачи Юлии Тимошенко он считается также одним из инвесторов предвыборной кампании Арсения Яценюка. В частности, еще и потому, что в сферу влияния г-на Фирташа входит ГАК «Крымский Титан», гендиректор которого Евгений Дмитриев — один из знаковых представителей буковинского землячества, выведшего Арсения Петровича на большую орбиту. Средства г-н Яценюк получает от диаспоры через фонд Open Ukraine. Ныне его поддерживает и российский бизнесмен, владелец «Альфа-групп» Михаил Фридман. Прежние инвесторы проекта — Виктор Пинчук и Сергей Тарута (ИСД) — по настоятельной рекомендации Юлии Тимошенко отошли от дел. Леонид Юрушев (Кременчугский сталелитейный завод) не столько помогает бывшему спикеру материально, сколько выступает в качестве «манка» для других. Однако привлекать новых спонсоров г-ну Яценюку становится все труднее. Интерес к нему в последнее время сильно упал (в том числе и из-за отсутствия подконтрольных фракций в парламенте и местных советах, а также влияния в органах власти).
Зато Юлии Тимошенко помогают охотно. В частности, заместитель председателя фракции НСНУ Николай Мартыненко и депутат Давид Жвания (ЗАО «Бринкфорд). Не зря их люди недавно получили посты в налоговой, ряде госкомиссий и комитетов. Возможно, среди спонсоров Юлии Владимировны объявятся и другие инвесторы «Народной самообороны» — представители лужниковской группировки: совладельцы компании VS Energy Александр Бабаков (депутат Госдумы РФ) и Михаил Воеводин. Опосредованно поддержать ее готовы и «регионалы» — представители «красного директората»: Вячеслав Богуслаев — владелец ОАО «Мотор-Сич», вошедший в число подрядчиков на модернизацию ГТС, Григорий Скударь — фактический хозяин ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод», получивший крупный госзаказ, Николай Янковский — директор концерна «Стирол», которому предоставлены льготы на оплату газа, а также хозяева шахт, участвующих в госпрограмме по поддержке угольной отрасли. Это позволит премьеру сгладить финансовые проблемы, возникшие после ухода из традиционной спонсорской команды Константина Жеваго (группа «Финансы и Кредит»), Василия Хмельницкого (ЗАО «Киевская инвестиционная группа») и Игоря Коломойского (группа «Приват»). Отношения с последним разладились после неудачной попытки приобрести Одесский припортовый завод совместно с компаниями, аффилированными с РАО «Газпром». Поэтому российских денег г-же Тимошенко тоже, очевидно, пока не видать.
Основной спонсор «регионалов» Ринат Ахметов до сих пор не выделил средств на кампанию Виктора Януковича. Финансово помогать лидеру партии готовы лишь близкие ему представители ПР. В частности, мэры городов, получивших финансирование на Евро-2012: Донецка — Александр Лукьянченко и Харькова — Михаил Добкин. Согласился на сотрудничество с Виктором Федоровичем и столичный градоначальник Леонид Черновецкий: всеми киевскими предвыборными штабами г-на Януковича руководят люди, близкие мэру. Кроме того, Леонид Михайлович, откровенно недолюбливающий премьера, поддерживает противостоящую ей «Свободу» Олега Тягнибока, которую спонсирует и г-н Коломойский. Лидеру КПУ традиционно помогает владелец «Энергетических систем» Константин Григоришин, вливания которого будут скромнее прежних, как и вклады в общее дело отягощенных бизнесом членов партии. Серьезно подорвал материальное благосостояние красных демарш руководителя крымской организации партии Леонида Грача. Правда, Москва, заинтересованная в усилении своего лобби в АРК для сохранения Черноморского флота, пообещала выделить живые деньги под его проект, однако пока г-н Симоненко не получил даже обычного заказа на лоббистские услуги. После создания левого блока, в который вошел и СЛС Василия Волги, лидер коммунистов может рассчитывать лишь на помощь спонсировавших г-на Волгу господ Ахметова, Клюева и Андрея Деркача («Энергоатом», «Укратомпром»).
А вот бывший владелец группы «ТАС» Сергей Тигипко гуляет на свои. Однако распродажа его бизнеса тормозится из-за кризиса. Экс-банкир фактически «захватил» Трудовую партию Украины. После ее «развода» с Народной партией спонсор ТПУ Василий Хмельницкий отказался от дальнейшего финансирования. Владимира Литвина намеревался поддержать россиянин, председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков. Но пока спикер опирается лишь на своих братьев и, как большинство кандидатов, пытается договориться о финансировании региональных штабов с состоятельными людьми на местах. Владелец крупнейшей в Украине медиаимперии и корпорации «Интерпайп» Виктор Пинчук будет в разной степени поддерживать практически всех ведущих кандидатов, предоставляя им эфирное время. Сейчас он не финансирует даже свою старую протеже Инну Богословскую («Вече»), вышедшую из ПР. Ей помогает депутат Госдумы РФ, «единорос» Дмитрий Саблин. Однако с российскими деньгами нынче проблемы. Зарубежные спонсоры тоже не хотят вкладывать средства в раскрутку непроходных кандидатов: в лучшем случае отдачи от этих проектов следует ожидать не ранее чем через три года — в 2012 г. Да и то, если представляющим их политикам удастся пройти в парламент. До этого времени инвесторам придется вложиться в выборы местных советов в 2010 г. и мэров в 2011 г.
|