Парламенту на этой сессии, возможно, предстоит ещё утвердить дату местных выборов. И, быть может, принять изменения в избирательное законодательство. Кроме того, на совести депутатов - Налоговый кодекс.
Резонанс, который этот документ вызвал в сессионном зале, сравним разве что с дымово-шашечным голосованием по Харьковским соглашениям. Необходимость принятия кодекса назрела уже давно. Ведь за годы независимости украинская налоговая база так и не была сведена в понятную и продуманную систему, закреплённую одним документом. В среднем, украинские предприниматели платят 147 налогов в год.
Этот процесс занимает 736 часов, то есть более месяца. Вот почему повышенное внимание к такому документу в парламенте было вполне ожидаемым. С другой стороны, проект, подготовленный Кабинетом министров, как оказалось, содержит много противоречий и немало усложнений для малого бизнеса. Но самые пылкие споры велись о полномочиях налоговых испекторов. Валентина Левицкая далее о том, что кодекс грядущий нам готовит.
До сих пор в Украине не существовало единого документа, определяющего фискальную политику. Каждое новое правительство изменяло - под свои интересы - десятки норм, путая налогоплательщиков.
Этот увесистый документ призван заменить полсотни разнообразных законов, которые регулируют - кто, за что и сколько должен заплатить налогов. Свои проекты Кодексов в ВР подали правительство и оппозиция.
700 страниц предложений от Кабмина против 500 - от оппозиции. Оба авторских коллектива первым делом обещают поддержку малому и среднему бизнесу: именно по этой категории предпринимателей кризис ударил больше всего.
Николай Катеринчук (НУ-НС):
Для тих, хто працює на єдиному податку, ми пропонуємо граничну межу виручки до 1 мільйона гривень, врегулювати питання щодо пенсійних внесків - вони будуть включені до системи єдиного податку.
Проект Катеринчука не набрал достаточно голосов и был снят с рассмотрения. В правительственном варианте - упрощённая система предлагается для тех, у кого годовой оборот не превышает пятисот тысяч гривен. Зато самым мелким предпринимателям - дают налоговые каникулы.
Федор Ярошенко - министр финансов Украины:
Для суб'єктів малого бізнесу запроваджуються 5-ти річні податкові канікули із встановленням нульової ставки єдиного податку - для фізосіб, які проводять господарську діяльність виключно з надання побутових послуг, та обсяг річного доходу яких не перевищує 300 тисяч.
Это просто насмешка над малым бизнесом, возмущается оппозиция. При таких нормах воспользоваться льготным налогообложением смогут немногие.
Андрей Сенченко (БЮТ):
Для тех, кто имеет годовой оборот не более 300 тысяч гривен - чтоб мы себе это понимали - это жестянщики, сапожники на рынке - этим людям тоже очень тяжело живётся, но это не 5 миллионов представителей мелкого и среднего бизнеса.
То, что жить станет тяжелее, днепропетровский предприниматель Андрей Макаров уже понял. Он - хозяин магазина автомобильных запчастей, в котором работают пять сотрудников. Прочитав проект Налогового Кодекса, Андрей готовится нанимать бухгалтера, со сложной отчётностью самому не справиться.
Андрей Макаров - частный предприниматель:
Если сейчас есть наёмные люди, которые работают за 900-1000 гривен в месяц, он вынужден будет сокращать количествово рабочих в пользу бухгалтера, которого он будет нанимать. Либо он будет уходить в тень.
Либо повышать цены на свои услуги. Юристу Виктору Щурову проект Налогового кодекса прочит переход с упрощённой системы налогообложения на общую. Права оставаться единщиками лишат не только юристов, а многих предпринимателей, которые занимаются ещё тремя десятками видов деятельности.
Виктор Щуров - юрист:
Прежде всего, это увеличит в затратной части по платежам в бюджет и другие целевые фонды (Пенсионный и другие). А, соответственно, они будут вынуждены поднять цены на оказанные ими юридические или иные услуги
В Минфине понимают, что мелкому бизнесу придётся привыкать к новым правилам игры. Обещают со своей стороны сделать эти правила понятными и прозрачными.
Татьяна Ефименко - замминистра финансов:
Наша идея заключалась в том, чтобы упростить ведение затрат, налогового учёта с тем, чтобы налогоплательщик понимал, что если он понимал на общую систему налогообложения, то на самом деле ничего страшного не произойдёт.
Изменения ожидают и крупный бизнес. Из приятного - постепенное уменьшение налога на прибыль с 25% до 17. Снижение ставки НДС - с 20 до 17% в течение трёх лет. Налоговые льготы тем, кто вкладывает в модернизацию производства и энергоёмкие технологии. В то же время - более чем в 2 раза увеличивается налог за загрязнение окружающей среды. Но оппозиция - и здесь увидела подвох.
Сергей Терёхин (БЮТ):
Нам розповіли красиву казочку про те, що зменшується оподаткування прибутку підприємств. Шановні друзі! Я вам раджу показати вашим бухгалтерам базу, на яку нараховуються ці 20% і 5% місцевим. Получається, що ефективна ставка податку не 20 буде, а 31.
Но больше всего претензий у депутатов - к разделу о полномочиях налоговых инспекторов. Например, осматривать жилые и нежилые помещение, если они используются в предпринимательской деятельности.
Олег Зарубинский (БЛ):
Питання про те, що податковий інспектор може прийняти рішення і увійти в оселю громадянина - це просто неможливо, це суперечить Конституції України, де сказано про недоторканність житла.
Повальных обысков не будет - успокаивают в Минфине, и поясняют: готовиться к визиту инспекторов нужно прежде всего тем, кто уклоняется от уплаты налогов.
Татьяна Ефименко - замминистра финансов:
Они процитировали только первую часть фразы и не процитировали её окончание: что "використовується таким платником податків для отримання доходів", - я подчёркиваю, цитирую, - "з письмового дозволу власника житла чи іншого володіння, або за рішенням суду".
Впрочем, в Минфине не скрывают: в их проекте действительно ужесточаются меры по контролю за уплатой налогов. Но до гестаповских методов не дойдёт, - утверждает Татьяна Ефименко. Самые "скандальные" нормы - обещают убрать.
Александр Ефремов (ПР):
Не надо пугать страшилками людей. Для того, чтобы закон был принят, он ещё пройдёт довольно много инстанций, будет доработан очень серьёзно. Мы предложили всем - и Катеринчуку, который имеет свой кодекс, с ним я вчера разговаривал: давайте свои предложения!
Давайте всё, что разумное , безусловно, будем учитывать.
Уже известно, что в новом Кодексе решили отказаться от налога на недвижимость, под вопросом и 5%-ный налог на депозиты. Передумали также увеличивать ставку подоходного - в зависимости от суммы заработка, оставили нынешнюю, 15-ти процентную. Так что работа над Кодексом продолжается.
|