«Казалось, благодаря сексу со мной их семья не развалится»
В Катином фотоальбоме каждая вторая фотография - с любимой подругой Юлей. Вот они на выпускном в университете, вот отдыхают на море, а вот на свадьбе. Юля невеста, а Катя, конечно же, свидетельница. Через два года все поменялось, и с Юлиным мужем стала жить Катя.
- Все как-то неожиданно получилось. Юльку я очень люблю. Наверное, это как-то странно звучит. Как можно любить подругу и спать с ее мужем? Но оно все вот именно так. Они ругались часто, из-за ерунды всякой, я все помирить пыталась. Когда Юлька не успевала ужин приготовить, я к ним домой прибегала, котлетки делала, ну, чтобы домашнее что-то на столе было, а не из магазина. И рубашки могла Сергею погладить, когда Юля в командировку уезжала.
- То есть ты целенаправленно мужа подруги уводила?
- Да нет! Между нами долго ничего не было. Я ее, Юльку, любила. И помогала ей. А потом стало что-то происходить такое…
«Что-то такое» между Катей и Сергеем происходило прямо под носом жены. Иногда даже в ее квартире.
- Сначала я думала так: вот если он изменяет Юле, значит, у него потребность такая есть. Не хватает чего-то в семейной жизни и, значит, все равно изменять будет. Так уж лучше со мной, чем с кем-то! Мне казалось, что из-за секса со мной их семья развалиться не может. Да, все говорят, что смешно слушать… Но это так и было. А потом Юля уехала к родителям на выходные, а мы решили на Нарочь съездить. Там встретили Юлькину сестру двоюродную. Она сразу все поняла. Я очень просила ничего Юльке не рассказывать. Зачем? Мне кажется, все бы прошло как-то само собой. Но сестра рассказала, Юля не верила сначала, потом плакала долго, а потом Сергей ей признался. Сказал, что любит меня, хочет уйти. И она как окаменела. Молча ему вещи собрала. А когда я пришла с ней разговаривать, она только иконку в меня бросила, которую я из Киева ей привезла. Не стала ничего слушать. На звонки и эсэмэски мои не отвечает. Она на развод и подала. А Серега меня измором взял. Говорит: «Какие проблемы?! Раз мы разводимся, а тебя я люблю, то почему нам не жить? И подругами вы все равно не будете уже!» Живем мы нормально, ругаемся уж точно меньше, чем они с Юлей. Но когда Юлю вспоминаю… Да, мне плохо тогда.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Натальи УДОВЕНКО:
Таких историй очень много, и у каждого своя правда, свой мотив, свои чувства. Я думаю, что важно понять, из каких семей такие подруги, потому что здесь налицо потребность в сильной близости. В желании все делить пополам. А значит, чего-то очень важного они были лишены в родительской семье. Почему-то Катя стала жить семейной жизнью подруги, хотя могла устраивать свое счастье, строить свои отношения с другим мужчиной… Но потребность ее вовсе не в мужчине, а в том, чтобы быть рядом с подругой, участвовать в ее жизни, потому что в своей как-то страшно, ответственно может быть… Такое бывает, когда родители или чрезмерно опекали дочку в свое время, не давали ей самостоятельности, возможности выбора или вообще мало участвовали в ее жизни: не интересовались ее мыслями, чувствами, переживаниями, можно сказать, эмоционально отвергали.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
«Джинсы из сэконхонда? Значит, у него другая!»
«Посоветуйся со Снежанной», - эту фразу Вика часто слышала от своей мамы. Подруги из небольшого городка под Минском, они росли вместе и дружили еще со школы. Снежанна всегда была отличницей, а когда переехала в столицу и стала учиться в университете, то полюбила ходить на психологические тренинги. А Вика вышла замуж за одноклассника и родила сына. В каждый свой приезд в родной городок Снежанна разговаривала с подругой часами. Вроде как выслушивала, поддерживала и давала советы. Та слушала раскрыв рот.
- Муж иногда с работы задерживался, я переживала, что у него другая женщина. Снежанна сначала ничего не говорила, а потом заметила: он, когда со мной разговаривает, в сторону смотрит. И объяснила: это значит, что он скрывает что-то. Вроде бы это по психологическим законам так. Я поняла, что подозреваю правильно. Стала выяснять, копаться в его телефоне, даже следила за ним. Через два месяца убедилась: точно, другая есть! Приперла его к стенке… Он и ушел к маме.
Вика страдала: ребенок маленький, одной трудно. В результате с мужем помирилась. Отношения с другой женщиной у него, может, и продолжаются. Только Вика не хочет больше ничего знать про это. И со Снежанной после этой истории Вике стало общаться трудно. Вроде и не виновата подруга, но вот именно из-за ее совета вся история завертелась.
Общаться, правда, продолжали. Но Снежанна не могла удержаться от своих советов. Вот муж купил Вике джинсы. Снежанна, покрутив их в руках, сказала: «Они из сэконд-хэнда? Он хочет намекнуть, что твое место после кого-то?» Подружки поругались опять. Снежанна сказала, что Вика просто прячет голову в песок, а не решает проблемы. Поэтому правда глаза и колет.
- Я все переживала: может, и правда я так на Снежанку злюсь, потому что она правду говорит? Все ж видят, наверное, что муж мне изменяет, но молчат. Но потом поняла, что я после разговоров с ней просто жить не хочу. Так живу себе спокойно, как получается, а тут она явится, взбаламутит. А потом она своего жениха к нам привезла. Я просто в ужасе была: мой хоть с сэконд-хэнда джинсы купить может, а ее… У него ж денег даже на сигареты нет! Снежанка ему выдает. И как сели-выпили, так он уже через час стал к нашей соседке приставать. А Снежанна будто и не видит!
Сейчас подруги почти не общаются: Вика живет с мужем, а Снежанна занялась своей жизнью.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Натальи УДОВЕНКО:
В этом случае я бы сказала, что когда не получается строить что-то свое, то возникает желание обесценить то, что имеют другие. Почему так происходит? Это своего рода психологическая защита. Снежана вроде как говорит сама себе: ничего страшного, что у меня пока нет мужа, лучше быть одной, чем иметь джинсы из сэконда… Тогда легче переживать эту ситуацию. Это не затрагивает самооценку. Мол: «Это не я никому не нужна, это они мне все такие не нужны». Раскрывая глаза Вике на мужа, есть подсознательное желание, чтобы и она стала такой же одинокой, тогда не страшно, что Снежана одна. Я придерживаюсь мнения, что друг (подруга) проверяются все-таки в счастье и удаче, потому что в горе легче проявлять заботу и внимание, чувствовать себя нужным, помогая. А в радости нужно проявить щедрость души, найти в себе силы порадоваться чужому счастью, а это ой как нелегко бывает, если у самой не ладится…
Думаю, что советы дело неблагодарное и очень ответственное, это нужно помнить всегда, когда вы решаете своей подруге дать подробную инструкцию, как ей поступить. Желание же получить совет - это страх ответственности. Тогда хочется, чтобы тебе кто-то подсказал, как поступить.
Думаю, роль подруги должна выглядеть так: «Я рядом, я готова тебя выслушать, порадоваться за тебя и помочь, если смогу, но решения и выбор всегда за тобой».
Имена героев и некоторые детали рассказа изменены.