Сразу после принятия парламентом Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об устранении чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», по сути, отменившего обязательный техосмотр для частных легковых машин, мотоциклов и мопедов, возникло немало вопросов.
Неужели все-таки никто, кроме самих автолюбителей, не будет контролировать техническое состояние их «железных коней»? Как-то не верится.И есть опасения, что такая бесконтрольность приведет к всплеску аварийности на дорогах. А как быть тем, кто собрался поехать на своем автомобиле в соседние государства, где техосмотр до сих пор обязателен? Не столкнутся ли с проблемами люди, купившие машину по генеральной доверенности, также отмененной новым законом? Ответы на эти и другие вопросы «ФАКТЫ» попытались получить у начальника отдела автомобильно-технической службы Управления ГАИ МВД Украины Василия Рублюка. Ведь Госавтоинспекция в числе других заинтересованных ведомств и организаций принимала участие в подготовке этого закона.
«Машины, на которых ездят чиновники, не приносят прибыли. Соответственно, им не требуется обязательный технический контроль»
— Василий Михайлович, кто теперь обязан проходить техосмотры, а кто от них освобождается?
— После вступления в силу нового закона обязательному техническому контролю (ОТК) не будут подлежать легковые автомобили всех типов, марок и моделей, кроме машин такси и тех, что используются в коммерческих целях, а также прицепы и полуприцепы к ним. Освобождаются от него и мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства независимо от срока их эксплуатации, — рассказывает Василий Рублюк. — Таким образом, техконтроль не будут проходить почти три четверти зарегистрированных в Украине автомобилей.
Кроме того, от ОТК на два года освобождаются используемые в коммерческих целях новые легковые и грузовые автомобили грузоподъемностью до трех с половиной тонн (независимо от формы собственности) и прицепы к ним. А вот по истечении двух лет они должны будут проходить его каждые два года. Грузовики грузоподъемностью свыше 3,5 тонны и прицепы к ним должны проверяться ежегодно. С такой же периодичностью будет контролироваться техническое состояние машин такси, независимо от срока их эксплуатации, а автобусов и спецтранспорта, перевозящего опасные грузы, даже два раза в год.
— В этой связи возникает вопрос, должны ли проходить ОТК автомобили чиновников, в том числе Кабмина, а также машины, обслуживающие Администрацию Президента?
— В новом законе четко сказано: обязательному техконтролю подлежат легковые автомобили, используемые в коммерческих целях. А машины, на которых ездят чиновники, не приносят прибыли. Соответственно, им не требуется ОТК.
— Тем, кому все-таки придется проходить техконтроль, небезынтересно узнать, как и, главное, где он будет проводиться?
— Согласно новому закону, ОТК передается субъектам хозяйствования, то есть станциям техобслуживания, которые прошли лицензирование или пройдут его позже. Специалисты будут проверять состояние систем тормозного и рулевого управления автомобиля, внешних световых приборов, пневматических шин и колес. Кроме того, под обязательный контроль подпадают светопропускная способность стекол машины, газобаллонное оборудование (при его наличии), а также другие элементы в части, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Именно в расчете на эту перспективу Кабмин еще полгода назад дополнил перечень оборудования, необходимого для таких станций, но половина из них это решение так и не выполнила. В частности, у многих СТО до сих пор нет стендов для проверки тормозной системы. Такие предприятия рискуют потерять свои лицензии.
— А что будет со станциями диагностики, принадлежащими Госавтоинспекции?
— Успешно прошедшие лицензирование продолжат свою работу. Ведь на них трудятся наемные рабочие, оборудование соответствует всем требованиям, и никаких предпосылок для их закрытия нет.
«Страховые компании будут требовать протокол технического контроля только от тех автовладельцев, чьи машины по новому закону должны его пройти»
— Разъясните, пожалуйста, положение нового закона, предусматривающее выдачу страхового полиса «автогражданки» только владельцам машин, прошедших ОТК?
— Страховые компании будут требовать протокол технического контроля только от тех владельцев, чьи машины по новому закону должны его пройти. От автолюбителей не требуется подача таких документов. Кроме того, страховые компании обязываются не выдавать полисы гражданской ответственности со сроком, превышающим дату очередного прохождения техконтроля.
— Получается, что контроль проведения техосмотров возлагается целиком на страховые компании. Вы не опасаетесь, что количество ДТП, причиной которых будут неисправные автомобили, не проходящие ОТК, может возрасти?
— Насчет контроля — не совсем так. Всю информацию о договорах страховые компании обязуются предоставлять ГАИ в электронном виде. Так что времени это много не займет. Кроме того, страховые компании смогут проверить через наши базы данных, подлежит ли тот или иной автомобиль обязательному техконтролю. А вот для тех компаний, которые станут выдавать полисы без протокола о прохождении ОТК, в новом законе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1700 до 2400 гривен, — продолжает Василий Рублюк. — Мы считаем, что вступление в силу нового закона на количестве ДТП существенно не отразится. Напомню, кстати, что в связи с отменой государственного контроля ответственность за техническое состояние «некоммерческих» легковых машин, мотоциклов и мопедов полностью ложится на плечи владельцев, как это и предусмотрено Правилами дорожного движения: за езду на технически неисправном транспортном средстве предусмотрены штрафные санкции. Хотя, надо заметить, законодательной нормы, запрещающей эксплуатацию неисправных автомобилей, действующей у некоторых наших соседей (например, в России), у нас нет. Но теперь Госавтоинспекция Украины усилит контроль «на линии»: сотрудники соответствующего подразделения нашего ведомства при помощи специального оборудования будут оценивать техническое состояние транспорта. В ближайшее время мы собираемся закупить все недостающее для такой работы.
— Смогут ли граждане Украины выехать на своем автомобиле, теперь не подлежащем обязательному техконтролю, за рубеж? В выводах Главного научно-экспертного управления, приложенных к законопроекту, указано, что отмена прохождения ОТК может привести к непредвиденным последствиям. К примеру, в России техосмотр не отменен, а значит, «бесконтрольные» украинские водители станут там нарушителями закона* Аналогичные проблемы могут возникнуть и на территории других стран.
— Сейчас я не могу ответить на этот вопрос. Надеюсь, в ближайшее время ситуация решится на государственном уровне. По моему мнению, отсутствие документа о прохождении технического контроля не должно стать препятствием для въезда в соседние страны. Ведь при выезде за границу водитель получает страховой полис, так называемую грин-карту, которая, по сути, и является гарантией технической исправности автомобиля. Не будут же специалисты страховать автомобиль с неполадками, которые потом могут стать причиной для выплаты компенсации.
(»ФАКТЫ» отправили запрос в Госавтоинспекцию России с просьбой прокомментировать этот нюанс. На момент верстки номера ответ на вопрос, будут ли наказываться украинцы за отсутствие документа о прохождении ТО, не был получен. Но в ближайшее время «ФАКТЫ» обязательно проинформируют читателей о том, как видят эту ситуацию в МВД Российской Федерации. — Авт.)
Министр внутренних дел Анатолий Могилев: «Государство из-за отмены техосмотров потеряет около полумиллиарда гривен»
— В связи с отменой доверенностей многих автолюбителей волнует еще один немаловажный вопрос: не спровоцирует ли это рост количества угонов машин?
— Для начала хочу особо подчеркнуть, что сама по себе доверенность не отменяется. Просто с вступлением в силу нового закона можно будет управлять автомобилем без нее, имея при себе только техпаспорт и водительское удостоверение. Другие документы инспектору ГАИ предъявлять не потребуется. Но у наших сотрудников всегда есть возможность проверить, не числится ли данная машина в угоне, — сказал Василий Рублюк. — В новом законе предусмотрена и отмена путевых листов, которые также не нужно будет предъявлять инспектору ГАИ.
В одной из страховых компаний «ФАКТАМ» сообщили, что отмена ОТК не осложнит им жизнь. «У большинства страховщиков в штате есть специалисты-техники, которые проводят осмотр состояния автомобиля перед оформлением страхового полиса. Так что особых проблем у компаний не должно возникнуть», — отметили в компании.
Однако генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин настроен не столь оптимистично. Газета «Коммерсант-Украина» приводит его мнение, что многие компании «воспользуются ситуацией» и поднимут тарифы. «Несмотря на всю условность проверки, пройденный техосмотр свидетельствовал о более-менее исправном состоянии автомобиля. Отмена этой процедуры повышает риск аварийности», — заявил Леонид Хорин. Он также отметил, что отсутствие талона о техосмотре всегда было мотивом для отказа страховых компаний оплачивать страховые случаи.
Президент Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма, как сообщает «Интерфакс-Украина», опасается, что у страховых агентов, работающих в сельской местности, могут возникнуть трудности при взаимодействии с Госавтоинспекцией. Ведь в глубинке не всегда есть оперативный доступ к интернету. Поэтому, считает Наталья, страховым компаниям следует продумать возможность обмена информацией с ГАИ в оперативном режиме.
По мнению многих парламентариев, нововведения заработают только через год-полтора. В частности, так полагает народный депутат Украины Виктор Матчук. Как сообщили «ФАКТАМ» в его пресс-службе, парламентарий уверен, что за такой короткий срок (декларируемые 30 дней после вступления закона в силу) правительство не сможет технически обеспечить исполнение, например, пункта об отмене доверенности.
— Законом предусмотрено, что украинский водитель, пользуясь чужим автомобилем, не обязан предъявлять доверенность. Такая же норма действует и в США. Только там полицейский с помощью терминала может проверить, не находится ли этот автомобиль в розыске. В Украине же такого нет, — говорит Виктор Матчук. — Одним из пунктов нового закона Кабмин обязуется за 30 дней обеспечить подобной техникой автомобили ГАИ. Вы себе представляете, во-первых, сколько это стоит? А во-вторых, реально ли это сделать за 30 дней в Украине, где вообще нет централизованной базы данных, а существуют только региональные?
Министр внутренних дел Анатолий Могилев считает, что казна из-за отмены техосмотров недосчитается солидных поступлений. «Если говорить о том, что потеряет государство, то это около полумиллиарда гривен, — заявил главный милиционер страны. — Это те деньги, которые получала ГАИ за проведение техосмотров. Но, думаю, в бюджете найдут деньги, чтобы компенсировать эти расходы». В то же время глава МВД отметил, что не жалеет об отмене техосмотра. Министр подчеркнул, что сам он в этом году техосмотр не проходил.
Постоянный представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко не столь пессимистичен по поводу финансовых потерь от нового закона. Он подчеркнул, что плата за техосмотр была «относительно невысокой», а дорожный сбор включен в цену бензина. «Я думаю, что мы должны наполнять бюджет путем привлечения инвестиций и оживления экономики», — подчеркнул Юрий Мирошниченко.