Подобно лучшим шеф-поварам мира, первобытные люди умели великолепно разделывать мясо и отделять его от костей. Вместе с тем, наших предков отличало принципиально другое отношение к распределению пищи между членами племени и к ее приготовлению, что в полной мере отражалось и на социальных связях. В совместных исследованиях археологи Университета Тель-Авива и Аризонского университета раскрывают тайны кроманьонской кулинарии.
Обнаруженные девять лет назад под Тель-Авивом пещеры Кезем являются одним из важнейших объектов исследования для археологов со всего мира. Здесь сосредоточено огромное количество свидетельств малоизученного периода истории человечества – раннего (нижнего) палеолита, охватывающего промежуток между 400000 и 200000 годами до нашей эры.
Совместная работа археологов из Израиля и США на этом объекте продемонстрировала интересную особенность той эпохи, которая определяла социальные отношения в племенах. Оказалось, что во времена раннего палеолита охота, разделка мяса и распределение пищи между членами сообщества происходили не так, как в более поздние времена.
За последние 200 тысяч лет культура приготовления пищи практически не изменилась. Как и обитатели тех далеких времен, мы разделываем туши, удаляем несъедобные куски, отрезаем необходимое количество мяса, и кто-то один готовит его с расчетом на количество едоков. Процесс приготовления регулирует единственный повар, вне зависимости от того, сколько человек сядет за стол.
А вот жители раннего палеолита вели хозяйство несколько иначе. В те времена жертвами охотников чаще становились крупные создания, поэтому никто не занимался добычей мяса в одиночку. Пещеры Кезем давали кров нескольким десяткам племен, которые объединялись для походов за пропитанием.
В таких сводных группах существовали очень строгие правила дележки мяса между представителями разных племен. Фактически, этот процесс напоминал своеобразный ритуал. Разделка туши производилась прямо на месте охоты, после чего каждый охотник нес полученные куски в свою пещеру.
Многочисленные следы от ножей, оставленные на костях найденных в разных пещерах, говорят о том, что любой член племени самостоятельно отрезал и готовил для себя мясо. Непростые жизненные условия вели к тому, что каждый был занят каким-нибудь делом на пользу своего сообщества, и, следовательно, все имели право на равный рацион, при этом совместные трапезы не практиковались. Даже в тех случаях, когда охотники добывали небольших животных – ланей, свиней, черепах – принцип разделения оставался неизменным.
Это наблюдение не стало важным историческим открытием – предположения о подобном строении социальных отношений в племенах раннего палеолита существовало уже давно. Однако для ученых остается загадкой – как случилось, что в период около 200000 года до нашей эры сам подход к заготовке и приготовлению мяса изменился.
В то время (начало среднего палеолита) люди начали охотиться поодиночке или небольшими группами, добывая исключительно некрупных животных. Одновременно началось совместное приготовление пищи, и в племенах начали появляться постоянные повара, готовящие еду сразу для всех.
На основании найденных в пещерах Кезем и других местах останков археологи не могут сделать окончательного заключения о подобном социальном сдвиге. У них складывается ощущение, что изменения произошли мгновенно и единовременно по всему миру.
Среди возможных объяснений предлагаются теории о том, что в тот период на Земле происходили синхронные климатические изменения, приведшие к сокращению популяции крупных животных. Не меньшей популярностью пользуется и другое предположение – об одновременной и взаимозависимой эволюции социальных связей и человеческого мозга.
Как бы там ни было, все участвующие в исследовании археологи уверены, что смогут докопаться до истины в этом вопросе в прямом и переносном смысле. "Время и продолжение раскопок – вот что даст ответ на эту загадку", - считает руководитель проекта профессор Ави Гофер.
|