Работа в кризисных условиях становится нормой для украинских компаний. Об этом свидетельствуют опубликованные на прошлой неделе результаты исследования «Влияние экономического кризиса на украинские компании», проведенного фирмой «Эрнст энд Янг» и Европейской бизнес-ассоциацией (EBA). По данным исследователей, для украинского бизнеса перечень наболевших вопросов остается неизменным уже третий квартал кряду. В него стабильно входят: снижение продаж, девальвация гривни, задержка платежей со стороны партнеров и клиентов, снижение спроса на товары и услуги, необходимость уменьшения операционных затрат.
Правда, если в начале года наиболее остро компании переживали падение продаж, то по итогам второго квартала свыше 80% респондентов признали наиболее актуальной проблемой обесценивание нацвалюты. Все остальное их меньше тревожит. Так, количество предприятий, обеспокоенных снижением продаж, по итогам второго квартала уменьшилось с 65 (в I кв. 2009 г.) до 57%, задержкой платежей — с 59 до 49%. Увесистой ложкой дегтя для отечественного бизнеса по-прежнему остается непрекращающееся падение прибыльности и доходов от продаж (об этом заявили соответственно 73 и 70% участников опроса). «Наибольшее снижение прибыли ощущается в строительстве, так как из-за кризиса заморожено около 80% строительных проектов.
В результате резко упал спрос на строительные материалы, уменьшились заказы на проведение строительно-монтажных работ», — констатирует аналитик ИФ «Интерфон» Виктория Кернеш. В топ-10 отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, экономисты также включают металлургию, химическую промышленность и машиностроение, ставшие жертвами ухудшения конъюнктуры на внешних рынках. Впрочем, ряд компаний все еще не теряют надежды оказаться в «плюсах». Количество респондентов, ожидающих увеличения своей прибыли, по сравнению с 2008 г. возросло во втором квартале с 11 до 14%. «В основном это предприятия тех отраслей, спрос на продукцию которых не упал во время кризиса. К ним относятся сельское хозяйство и пищевая промышленность, которые вследствие девальвации гривни смогли поддержать свою конкурентоспособность как на внешнем, так и на внутреннем рынках», — убежден старший экономист инвестиционной группы «Сократ» Михайло Сальников.
На этом фоне усилия компаний по снижению затрат выглядят вполне закономерно. Большинство предприятий продолжают поддерживать режим экономии за счет уменьшения расходов на маркетинг и сбыт (63%), административных (77%), получения лучших условий от арендодателей/собственников недвижимости (62%), сокращения персонала (54%) и т. д. Существенным новшеством, отмеченным во втором квартале, стал резкий рост числа предприятий, сконцентрированных на повышении эффективности (порядка 70%). «Кризис усилил потребность предприятий в увеличении эффективности производства. Это наглядно отражается в статистике по валовому внутреннему продукту: добавленная стоимость во многих отраслях падает меньше, чем выпуск. Например, во втором квартале 2009 г. в торговле она сократилась на 17,6% (год к году), а выпуск — на 22,3%», — пояснил «ДС» экономист Astrum Investment Management Алексей Блинов.
Одной из наиболее ярких позитивных тенденций, отмеченных в апреле-июне текущего года, стал небольшой рост продаж, зафиксированный впервые с сентября 2008 г. По итогам второго квартала об увеличении объемов сбыта по сравнению с началом года заявило более 20% компаний, а по сравнению с первым кварталом — 50%. В среднем им удалось повысить продажи на 1-10%. По мнению экспертов, таким успехом предприятия отчасти обязаны обесцениванию национальной валюты. «Увеличение объемов продаж — это проявление тенденции «бегства от гривни». Рост курса доллара вызывает панику среди населения и бизнеса. Для защиты сбережений они вкладывают часть денег в валюту, а часть — в товары», — полагает Виктория Кернеш. «Во втором квартале гривня несколько укрепилась, и многие потребители решили воспользоваться моментом и купить подешевевшие импортную технику, автомобили и т. д.», — согласен с коллегой г-н Сальников. Однако по сравнению с докризисным периодом объемы продаж компаний продолжают снижаться — более 70% опрошенных предприятий все еще ощущают спад. Причем у трети респондентов падение объемов реализации превысило 40%. Тем не менее аналитики убеждены, что наметившиеся в середине года позитивные тенденции будут усиливаться. «Украинская экономика, как и мировая, постепенно выходит из кризиса. Увеличивается внешний спрос на нашу продукцию. Экспортно-ориентированные компании резко наращивают продажи. В первую очередь это касается металлургов, машиностроителей и предприятий пищепрома», — подчеркнул в беседе с «ДС» старший аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Андрей Нестерук. Локомотивом для повышения внутреннего спроса должны стать отток депозитов из банков и грядущее увеличение социальных выплат накануне президентских выборов.
Закономерным следствием оживления спроса стало уменьшение доли компаний, принявших решение о сокращении объемов производства. Зато количество предприятий, анонсировавших увеличение производственных мощностей (в среднем на 5-10%), показало стабильный рост. «Данная тенденция может свидетельствовать о первых признаках постепенного восстановления компаний. Они либо привыкают к ведению бизнеса в новых экономических условиях, либо достигают более-менее стабильных улучшений. Правда, небольшой рост продаж, отмеченный по результатам исследования, произошел на фоне значительного падения украинской экономики, которое наблюдалось в четвертом квартале 2008 г. Но если в ближайшем будущем не произойдет крупных экономических потрясений, тенденция роста продаж, вероятно, продолжится», — полагает управляющий партнер «Эрнст энд Янг»Алексей Кредисов.
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, бизнесмены фактически распрощались с надеждой на окончание кризиса в 2009 г. Количество надеющихся на это оптимистов сократилось с 37 до 11%. Теперь 80% предпринимателей считают, что спад экономики Украины прекратится во втором-третьем кварталах 2010 г. Одновременно увеличилось и количество скептиков, уверенных, что экономика начнет расти только в 2011 г. К середине лета такую возможность развития событий предсказывали около 6% опрошенных предпринимателей.
|