Похоже, нас приучили к мысли о том, что XXI век будет проходить под знаком глобальных природных изменений негативного характера. Однако природа изобилует парадоксами, и иной раз одна проблема способствует сдерживанию другой. Лежащая вдалеке от центров человеческой активности Антарктида стала ареной столкновения двух опасных явлений: таяния льдов и разрушения озонового слоя атмосферы. Если учесть, что значительная часть суши расположена не намного выше (а встречаются участки и ниже) уровня мирового океана, не сложно представить что ожидает многие прибрежные регионы и островные территории в случае быстрого таяния полярных ледников.
Причем главная опасность в данном случае исходит именно от Антарктиды, так как на этом материке сосредоточено до 90% мирового льда. Как утверждают специалисты авторитетного Научного комитета исследований Антарктиды (SCAR), события действительно пошли бы по самому пессимистическому сценарию, если бы над Антарктидой не образовалась большая озоновая дыра. По мнению многих ученых, пропуская опасное ультрафиолетовое излучение, этот пробел одновременно ослабляет воздействие парниковых газов. Таким образом, последствия глобального потепления на Южном полюсе ощущаются незначительно, что сохраняет материковые льды от таяния и, соответственно, предотвращает повышение уровня мирового океана. Казалось бы, местоположение озоновой дыры очень удачно, и нет никакого резона менять сложившийся расклад.
Однако это местоположение очень нестабильно. Дыра периодически меняет свою форму и размер, и никто не может гарантировать того, что спустя какое-то время она не разрастется в ту или иную сторону, не перекочует в другой регион или, наконец, не исчезнет вовсе. Для последнего предположения есть достаточно веские основания, так как с 1987 г. во избежание разрушения озонового слоя предпринимаются серьезные меры. Приходится констатировать, что в вопросе Антарктиды мировое сообщество оказалось в патовой ситуации, когда предлагаемые меры способны справиться только с одной проблемой. А если учесть, что альтернатива масштабному потопу - убийственное ультрафиолетовое излучение, то может получиться так, что, избежав одной катастрофы, человечество угодит в другую. Конечно, речь не идет о том, что это случится в обозримом будущем.
Ощутимый подъем уровня мирового океана и масштабное разрушение озонового слоя - не вопрос ближайших лет. Но если ничего существенно не изменится, первые тяжелые последствия можно будет ощутить через полтора-два десятилетия, а к концу века уровень мирового океана поднимется примерно на 1,4 м, что сулит катастрофические последствия для многих стран, в первую очередь островных. Впрочем, не все научное сообщество разделяет эти апокалиптические предсказания. Существует мнение, что теории глобального потепления и разрушение озонового слоя никак не связаны с человеческой деятельностью. Один из наиболее видных мировых ученых, отстаивающих эту точку зрения, - российский географ, профессор Андрей Капица, утверждающий, что за глобальное потепление его оппоненты принимают обычное колебание среднегодовой температуры, происходящее без всякого вмешательства человека.
Примерно так же профессор объясняет ситуацию с озоновым слоем над Антарктидой: он уменьшается в период полярной зимы примерно на треть, а после ее окончания вновь увеличивается. Пока ученые с мировыми именами озвучивают противоположные точки зрения по вопросам глобального потепления, простые наблюдатели, выходя на улицу, имеют возможность делать свои выводы. В Москве, например, в минувший четверг была зарегистрирована рекордно теплая для этого дня температура. Никогда прежде в столичном регионе 3 декабря столбик термометра не поднимался до +9°С.
|