Свои спектакли показали коллективы из Азербайджана, Германии, Израиля, Италии, Испании, Литвы, Молдавии, Сингапура, Украины и России, состоялись мастер-классы и открытые репетиции, а также происходило неформальное общение гостей и участников. Афиша была разнообразной: классика и современность, лирические и авангардные работы; одни постановки поднимали философские глубины, а другие коллективы демонстрировали свои экспериментаторские поиски. На сцене, как в калейдоскопе, сменялись театральные картинки — выступали гранды и молодежь, делающая свои первые шаги в искусстве.
На этот раз Гран-при не присуждалось. Слишком пестрой оказалась фестивальная программа, а так как мнения членов жюри разделились (судейскую команду возглавляла Нелли Корниенко, директор Национального центра театрального искусства им. Леся Курбаса), то звания лауреата и приз «Хрустальный фронтон», в разных номинациях, были удостоены все участники форума. Символическое фестивальное знамя подняли популярные актеры Богдан Бенюк (Украина) и Екатерина Васильева (Россия). Главные события происходили в легендарном Ялтинском театре, где неоднократно бывал Антон Павлович, куда специально для Чехова на гастроли (в начале прошлого века) приезжали актеры Московского художественного театра, чтобы показать автору, лечащемуся в Крыму, спектакли, поставленные по его пьесам.
В этом году почетная миссия открыть форум выпала киевлянам — Театр им. И. Франко представил свою версию «Женитьбы», а эта знаменитая Гоголевская пьеса, словно мостик, соединила два юбилея классиков (прошлый год прошел под знаком Николая Васильевича, а ныне чествуют Антона Павловича). Кстати, после спектакля актеры признались, что играть им было очень легко, ощущая необычную ауру театральных стен, «намоленной» сцены, связавших целые поколения. Режиссер Валентин Козьменко-Делиде использовал в постановке прекрасный украинский перевод Остапа Вишни, а актеры «купались» в ярких ролях, сочно раскрашивая театральными красками классические образы. Забегая вперед, скажу, что международное жюри отметило виртуозное актерское мастерство Богдана Бенюка в исполнении роли Кочкарева.
Несколько коллективов представили спектакли, поставленные по произведениям А.П. Чехова и о классике. Бурные дискуссии критиков и зрителей вызвали — «Чайка» (Донецкого областного тетра юного зрителя из Макеевки), «Вишневый сад» (Львовского духовного театра «Воскресенье»), «Тайные записки тайного советника» (Московского театра «Эрмитаж»), «Невеста» (Мадридского камерного театра им. А. Чехова, Испания), «Дуэль для слабых созданий» (антреприза Московской компании «Аметист»), «Когда солнце в вечерний час» (Санкт-Петербургского театра «Остров»), а на «театральную кухню» — рождение будущего спектакля пригласили итальянские актеры Академии Армата Бранкалеоне (г. Масса), проведя мастер-класс «Репетируем Чехова». Как сегодня ставить классику, чтобы спектакль не стал архаичным и волновал современную публику?
Пожалуй, это был главный вопрос, над которым ломали «копья» театроведы, спорили сотрудники Музея им. А.Чехова, не пропускавшие ни одно спектакля, а также обсуждали увиденное зрители. Часть публики спорили: сколько живых карпов плавало в пруду (сценограф Владимир Медведь, ТЮЗ из Макеевки)? А другие искренне переживали, когда акробатические кульбиты, с риском сорваться с большой высоты, проделывали львовские актеры театра «Воскресенье». Третьи не могли сдержать слез, когда на сцене герой Михаила Филиппова (Николай Степанович), зная, что смертельно болен и дни его сочтены, пытается проанализировать всю свою жизнь. И вот, почти на финишной прямой, жизнь дарит герою бесценный подарок — любовь его воспитанницы Кати (Ольга Левитина). Как распорядится Николай Степанович своими последними днями? (спектакль «Тайные записки тайного советника» Театр «Эрмитаж»)... А
ктер пользуется скупыми жестами, не форсирует звук, но к каждому его слову зрители прислушиваются. Сегодня, видя, как филигранно ведет свою роль Филиппов, трудно представить, что режиссер Михаил Левитин вначале хотел, чтобы в его постановке играл Валентин Гафт, но их планы не совпали, а сам спектакль рождался в долгих творческих муках почти три десятилетия (!), став некой новой точкой отсчета в творчестве и жизни режиссера и актера... Хотя чеховская тема не была главным условием фестиваля. По словам директора форума Николая Рудника, им важно было показать тенденции творческого процесса, которые сегодня представляют театр во всем его многообразии.
Поэтому в афише появился самобытный коллектив из Сингапура — Театр китайской оперы («Интриги императорского двора») — не просто экзотика для публики, а и малоизвестный для наших критиков жанр кантонской оперы; студенческие эксперименты — израильского Театра-студии Софии Москович («Бредовый пикник») и Институт театроведения университета Людвига-Максимилиана (Германия). Звезды-франковцы и гранды Московского художественного театра вызывали овации публики; а спектакле «Сволочная любовь» Русского драматического театра Литвы вначале зрители хохочут, а в финале не скрывают слез. Новаторскую режиссуру продемонстрировал режиссер Юрий Хармелин в мистической драме «Тройкасемеркатуз» (пьеса Николая Коляды по мотивам Пушкинской «Пиковой дамы»)Муниципальный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (Молдова)...
Сегодня можно говорить, что театральные традиции в Ялте возрождаются, а фестиваль дает возможность публике увидеть разные коллективы. Важно, что в театр стала приходить молодежь. «Хотя целых десять лет Ялтинский театр не функционировал, стоял в руинах, но после ремонта (финансово помог бизнесмен Александр Лебедев), здание не только восстановили, но и оборудовали современной техникой и это позволяет показывать спектакли и концерты, используя лучшие образцы света и звука. Ныне фестиваль расширил свою географию (в этом году 10 стран показали 14 спектаклей) и если сегодня он называется «театрального искусства», а в скором будущем, когда форум окрепнет, наберет творческие обороты, то, по словам Рудника, станет назваться Международным фестивалем театрального мастерства «Театр. Чехов. Ялта».
Это форум подарил массу встреч с интересными людьми. Одним из них является Анхель Георгиевич Гутьерес, которого называют «нашим испанцем». Во время Гражданской воны его эвакуировали из Испании в бывший СССР. Анхель вырос в детдоме, образование получил в ГИТИСе. Зрители старшего поколения запомнили этого актера по главной роли в фильме «Салют, Мария», где он играл вместе с Адой Роговцевой. С юности Гутьерес перечитал все произведения Чехова, и когда окончил вуз, то отправился работать на родину писателя в Таганрогский драмтеатр (с этим коллективом он гастролировал в Ялте).
Затем Анхель Георгиевич работал в Московском театре «Ромен», стоял у истоков Театра на Таганке. А когда вернулся в Испанию, то создал собственный Камерный театр им. А. Чехова (предпочитает ставить мировую классику), неоднократно обращался к творчеству Антона Павловича. На Ялтинском фестивале режиссер показал теплую, немного сентиментальную постановку чеховской «Невесты». Спектаклем-откровением стала «Сволочная любовь» (инстенизация Марюса Мяцявичюса, режиссер — Агнюс Янкявичюс), в котором буквально на разрыв аорты играет роль Бабушки, Нины Антоновны Инга Машкарина. Эта актриса с мощной энергетикой и темпераментом, сумевшая передать целую гамму чувств от любви до ненависти.
Зрители даже не догадывались, что в Крыму Инга простудилась, и у нее пропал голос. За несколько часов до начала спектакля организаторам фестиваля даже пришлось вызвать врача, который сумел быстро подлечить актрису. Другая бы на ее месте побереглась, а Машкарина играла так, словно это был ее последний выход на сцену. Спектакль «Сволочная любовь» еще совсем новый (премьера состоялась в марте), но его уже успели увидеть жители Южной Пальмиры (в рамках Международного фестиваля «Встречи в Одессе»), ялтинцы и севастопольцы, а ныне Русский драматический театр Литвы гастролирует в Тюмени. Прогуливаясь по набережной, повстречала Михаила Филиппова. Договорились об интервью.
Готовясь к встрече, залезла в интернет, и была удивлена, что на личном сайте актера висит довольно скучное интервью. Ну, думаю, если там Филиппов такой «пресный», то, наверное, беседовать будет трудно, но оказалось наоборот. Даже не заметила, что проговорили целый час, а когда актер вышел на сцену и сыграл роль тайного советника Николая Степановича, то даже мурашки по коже прошли... Много лет назад, еще в студенческую пору, я побывала в ялтинском Музее А. Чехова. Экскурсоводом была уже немолодая сотрудница. Она так потрясающе интересно рассказывала об Антоне Павловиче, даже завершив экскурсию, не пожалела своего времени, отвечая на вопросы, позволив мне зайти в кабинет писателя, дотронуться до его кресла.
Та экскурсия запомнилась на всю жизнь (на следующий день я пошла в библиотеку и взяла книгу «Вокруг Чехова» — воспоминания близких и родственников писателя, и с тех пор стараюсь не пропускать статьи о классике, а если грустно на душе, то перечитывать произведения классика), когда же бывала в Ялте, то по традиции, всегда приходила в музей... И вот организаторы фестиваля предложили поехать на Белую дачу перед ее закрытием (30 сентября музей закроется на ремонт). Нынче красят двери и окна флигеля, чтобы вскоре там открыть экспозицию «Быт Чеховых», а дорожки выкладываются плиткой...
И вдруг я увидела сидящую на лавочке хрупкую женщину — того потрясающего экскурсовода из своей юности. Быть того не может! Оказывается, суперэкскурсовод до сих пор активно трудится. Ее зовут Алла Васильевна Ханила, она является заведующей экспозиционным отделом Музея А. Чехова. На работу ее приняла сестра Антона Павловича в 1946 году, и в трудовой книжке Мария Павловна сама сделала запись, — с тех пор судьбы музея и Аллы Васильевны неразрывно связаны. А разве забудешь беседы о театре и жизни с председателем Национального союза театральных деятелей Украины Лесем Танюком, которого казалось, знала много лет, а в на Ялтинском форуме добавилось столько разных оттенков к портрету этого энциклопедических знаний человека, или сколько сотен автографов пришлось давать популярному поэту и драматургу Юрию Рыбчинскому, которого поклонники разных возрастов осаждали толпами...
О ялтинских встречах с неординарными личностями — читайте в нашей газете)... Фестиваль закончился, гости, участники и члены жюри разъехались по домам, а ялтинцы, туристы и отдыхающее имели возможность посмотреть постановку Льва Додина «Дядя Ваня» — о разбитых мечтах, несостоявшейся любви и несбывшихся желаниях, спектакль, ставший постскриптумом форума.
Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
|