Обратившись за поддержкой к общественности, лондонская галерея Тейт смогла приобрести у анонимного владельца произведения художника-визионера Уильяма Блейка. Через год их покажут на гастрольной выставке в Москве. Благодаря успешному фандрайзингу галерея Тейт Бритн пополнила свою коллекцию работ Уильяма Блейка – одного из самых загадочных и высоко ценимых английских авторов.
Собрав по подписке 441 тысячу фунтов стерлингов, музейщики выкупили у прежнего владельца, пожелавшего остаться неизвестным, восемь раскрашенных вручную гравюр, где в аллегорической форме изображены терзания человеческой души. В частности, на одном из листов можно видеть объятую пламенем фигуру – этот сюжет сопровожден авторским комментарием: «Я искал удовольствия, а нашел боль невыразимую». Встречаются на гравюрах и другие подписи, собственноручно выполненные Блейком, что придает подборке особую музейную значимость.
Как пишет лондонская The Guardian, сотрудники галереи Тейт пребывают в полном восторге от нового поступления. Между тем сделка могла бы и не состояться, поскольку музейный бюджет этих расходов не предусматривал. Галерее пришлось обратиться к испытанному средству, объявив о сборе пожертвований. Надо заметить, что эта форма приобретения культурных ценностей в Британии весьма популярна. На призывы музейщиков откликаются не только крупные меценаты и благотворительные фонды, но и обычные посетители.
Например, в 2007 году та же галерея Тейт сумела собрать 5,8 млн фунтов для выкупа полотна Уильяма Тернера, которое иностранный коллекционер собирался вывезти за пределы страны. А около года назад благодаря народным пожертвованиям шотландская Национальная галерея заполучила картину «Диана и Актеон» кисти Тициана. Владелец полотна герцог Сазерлендский запросил за него 50 млн фунтов – и эта астрономическая сумма была найдена в относительно короткие сроки. Схема сработала и в случае с работами Блейка, которые буквально возникли из небытия три десятилетия назад.
После смерти художника и поэта в 1827 году эти гравюры унаследовала его вдова Кэтрин. Судя по надписям на обороте, она передала их на временное хранение некоему Фредерику Татхэму – и на полтора века произведения исчезли из поля зрения специалистов и публики. В 1978 году их случайно обнаружил на лондонском книжном развале и приобрел за сущие гроши один букинист, который и выступил теперь в роли продавца. Несмотря на смутный бэкграунд этой коллекции, эксперты уверены в ее подлинности. Уже летом она займет почетное место в экспозиции Тейт Бритн, а в начале следующего года должна отправиться на гастроли в Пушкинский музей в составе выставки «Уильям Блейк и британское визионерское искусство».
Стоимость, назначенную владельцем гравюр, можно считать льготной: на аукционе они бы стоили гораздо дороже. Фигура Блейка в Британии давно стала культовой – еще с тех пор, как его заново открыли для публики прерафаэлиты. Из городского сумасшедшего, беседовавшего с ангелами, он со временем превратился в великого мистика, чьи прозрения нередко называют пророческими. Впрочем сам автор никогда в своем даре и не сомневался, утверждая: «Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле».
|