С Нового года число компаний, планирующих сократить количество сотрудников, увеличилось в два раза.
В условиях кризиса самой большой проблемой для украинских компаний стала девальвация гривни. Об этом заявило 84% респондентов исследования аудиторской компании Ernst&Young. В ходе него было опрошено 107 компаний, работающих в различных секторах экономики. Наряду с нестабильностью гривни 66% опрошенных испытывают проблемы с платежами, а 54% признают необходимость снижения операционных затрат.
Продажи растут
Вместе с этим 27% опрошенных компаний утверждают, что в IV квартале 2008 года их объемы продаж увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Практически все эти компании работают в секторе розничной торговли и потребительских товаров. Большинство из них — это иностранные компании», — уточнил менеджер отдела бизнес-консультирования компании Ernst&Young Роман Рябой. Как поясняет директор консалтинговой компании RetailStudio Михаил Грищенко, когда начался кризис, торговые сети быстро сориентировались и перешли на отечественную продукцию. Таким образом они смогли избежать главного удара — девальвации. Так, оборот «Великой кишени» в целом в прошлом году увеличился на 55,4%, а Fozzy Group (ТМ «Сильпо», «Фора») на 29%.
В свою очередь украинские компании, завязанные на строительном секторе, утверждают, что главная проблема — отсутствие рынка и нехватка средств на финансирование собственных объектов. «Основная проблема тех компаний, которые имеют свои производственные мощности, базу проектов и генподрядные организации, — отсутствие покупателей», — утверждает руководитель отдела маркетинга и РR строительно-инвестиционной компании «Киев Житло Инвест» Владимир Германов. В такой ситуации компаниям придется сокращать затраты на административные расходы и персонал.
На чем экономят
В сложившейся ситуации украинские компании ищут новые пути оптимизации расходов. Если еще в ноябре прошлого года, когда Ernst&Young проводила аналогичное исследование, 12% опрошенных компаний не собирались предпринимать специальных мер по борьбе с кризисом, то в феврале 2009 года количество «смельчаков» сократилось до 1%. Большинство компаний (80%) возлагают надежду на сокращение административных затрат. Сокращать же персонал готовы уже 47% компаний по сравнению с 28% в прошлом году. При этом по сравнению с ноябрем в списке появилась графа «сокращение заработной платы». Эту меру готовы применить 35% опрошенных. «Компании осознали важность этих мер. Те, кто не сократил расходы в прошлом году, понесли еще большие убытки», — поясняет председатель правления ИК «Сократ» Андрей Снегирев.
В связи с нестабильностью национальной валюты большинство компаний перешли на планирование бюджетов в иностранной валюте. Так, гривне доверяют только 34% опрошенных компаний, при этом евро и доллар используют 40% и 23% соответственно.
|