Кто-то идет в таксисты, а кто-то – имитирует угон...
Автомобилистам, чей транспорт куплен в кредит, сейчас приходится тяжелей, чем многим другим должникам. Стоит потерять работу – и положение кажется безвыходным: авто теряет в цене, и даже отдав его банку, ты все равно останешься должен. И вот в киевских службах такси стали появляться обладатели машин бизнес-класса – Toyota Camry, Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Outlander. Киевляне, которые ради спасения своих «железных коней» занялись разными подвидами извоза, поделились опытом с «Газетой по-киевски».
Учимся грачевать
25-летний Владимир Кононец год назад купил Hyundai Elantra. Выплачивать кредит надо еще 6 лет. Но Владимиру почти на 30% урезали зарплату. Уже три месяца он грачует.
– Если посвящать этому несколько часов вечером и брать с пассажира по 3 грн за километр, получается около 80 грн чистой прибыли за день. Но когда клиентов нет – а это бывает примерно каждый третий выезд – я еду домой, стараясь намотать не больше 20 км (то есть не потратить впустую на бензин больше 15 грн).
У меня есть пара профессиональных секретов: я стараюсь «работать» поближе к своему району, обгоняю «пустых» таксистов, а с подсевшими пассажирами договариваюсь о постоянном сотрудничестве и предлагаю вызывать меня, как только понадоблюсь.
Идем в таксисты
О том, как живется «официальным извозчикам, мы спросили сотрудников «Такси 1554» – администратора Ирину Тигибко и менеджера по работе с постоянными клиентами Татьяну Ищенко.
– Еще полгода назад стабильный заработок таксиста достигал 500–600 грн в день. Сейчас, когда число заказов уменьшилось раза в два, дневной заработок может составлять и 200 грн. Помимо ежедневных трат на топливо, водитель около 15% отчисляет службе такси, обеспечивающей его заказами. Машина у сотрудника нашей службы должна быть не старше 5 лет, вымыта и иметь чистый салон.
В наш автопарк уже не зачисляются Daewoo Lanos – нужен, как минимум, Chevrolet Aveo. Ежедневно получаем до двух десятков звонков от желающих работать в такси. Но пока что новых берем лишь на смену тем, кто ушел. Наши водители свой рабочий день могут планировать сами: одни предпочитают работать только днем, другие – только ночью. Есть и такие, которые ездят с 3 утра до полудня. Единственное наше условие – выполнять определенное количество утренних заказов.
Открываем сервис вип-перевозок
Владислав Толмаков свой Peugeot 407 взял в кредит в 2006 году, тогда авто стоило $32 тыс. Выплачивает по $500 ежемесячно и должен делать это еще 4 года. Недавно с выдачей зарплаты начались проблемы, и Владислав вместе с другом организовал сайт вип-перевозок. Увидев в городе подходящий лимузин, Толмаков выясняет, кто хозяин, и, если тот не против, договаривается – и вот в его сервисе на одну машину больше.
– Если авто нанимают на 10-12 часов, то подача стоит 50 грн и каждый час – по 50 грн. Если авто арендуют на 2-3 часа, то подача – 80 грн и каждый час – по 80. Когда я нахожу заказ для другого водителя – получаю 10% от суммы. На днях отправил автобус в Буковель – и мне досталось 1200 грн. Но, конечно, такое нечасто попадается.
Спрос на вип-авто заметно упал, сильна конкуренция, и потому программист должен сделать так, чтобы твой сайт выпадал в интернет-поисковиках на первой-второй странице. Его создание и обслуживание я заказывал не на профильной фирме, а через знакомого – так дешевле, $800. Еще 200 грн в месяц уходит на единый налоговый сбор.
Устраиваемся водителем
Владимир Грищенко за рулем уже 30 лет. Два года назад он взял долларовый кредит на Chevrolet Aveo. Сейчас вместо 1200 грн в месяц из-за роста доллара приходится платить 2100. Чтобы свести концы с концами, Владимир устроился водителем в частную фирму – говорит, несмотря на тотальные сокращения, такую работу можно найти по объявлениям в газетах и интернете.
– Сейчас предлагают в среднем 2,5–3 тыс. грн в месяц, плюс бензин. В компании хотят, чтобы машина эксплуатировалась по полной программе, и далеко не везде выделяют средства даже на минимальное техобслуживание – замену масла и колодок.
И такое бывает
От кредитов защищаются... угонами
С начала года в Киевской области было несколько случаев, когда купленные в кредит машины сгорали прямо под окнами владельцев. Следователи, ведущие эти дела, подозревают поджоги – но эксперты своего слова пока не сказали. Зато два угона «кредитных авто» в Броварах и один в Боярке уже расследованы: преступниками оказались сами владельцы.
– Эти дела очень похожи, – рассказывает Николай Жукович, начальник пресс-службы ГУ МВД Киевской области. – Когда люди больше не могли отдавать кредит за новые машины, застрахованные по программе полного КАСКО, они перегоняли транспорт на платные стоянки либо к родне в село и заявляли в милицию об угоне.
Возбуждались уголовные дела, а потерпевшие, получив милицейские справки, шли в свои страховые компании – и те обязаны были по закону выплатить банку полную стоимость машины. Один из этих комбинаторов – гражданин Беларуси: машину брал на родине, спрятал у родственников в Киевской области и с нашей справкой требовал выплаты у белорусских страховщиков.
Спрятав авто, «мошенники поневоле» убивали двух зайцев: и от непосильного кредита избавлялись, и за автомобили что-то выручали. Ездить на транспорте, который попал в базу ГАИ как угнанный, очень рискованно – потому машину, купленную за $30 тыс. каждая, отдавали на запчасти за $5–6 тыс. Но все три автомобиля милиция нашла у разборщиков еще целыми.
– Автомобили пришлось вернуть схитрившим владельцам – по закону это их собственность, – объясняет Жукович. – Сейчас против них завели уголовные дела по двум статьям УК – «Мошенничество» и «Заведомо неправдивое сообщение о преступлении». Так как эти поступки не считаются тяжелыми преступлениями, суд не стал настаивать на аресте, и всех троих до окончания следствия отпустили под подписку о невыезде.
Знающий человек
«В Киеве сам у себя угнал автомобиль... итальянец»
Владимир МЕДВЕДЕВ, замначальника отдела по борьбе с незаконным завладением автомобилями, управление Уголовного розыска Киева:
– За 2008 год в Киеве заведено 605 уголовных дел по угонам автомобилей. Каждое третье касается машины, купленной в кредит и застрахованной на полную стоимость. Из этой третьей части в трети дел под косвенным подозрением находятся сами владельцы украденных машин. Но провернуть подобную аферу не так уж и просто: некоторые страховые компании имеют очень серьезную службу безопасности с большим штатом сотрудников, и сразу же начинают свое расследование одновременно с милицейским.
Иногда владельцу – даже если машину у него действительно украли – приходится потратить немало времени и нервов, чтобы добиться страховой выплаты. Но угоны собственных автомобилей встречаются.
С месяц назад был случай, когда итальянец приехал в Киев на своем «Ягуаре», а вскоре заявил в милицию, что возле ресторана его избили и отняли машину. Был поднят на ноги весь личный состав, введен план «Перехват», «Буран»... а потом оказалось, что иностранец продал свою машину кому-то в Луцк и хотел дома получить за нее страховку. Позже выяснилось, что он уже был судим за подобные фокусы.
|