Замеряя интенсивность мозговой деятельности в разных отделах головного мозга, нейрологи из Калифорнийского технологического института приблизились на несколько шагов к пониманию устройства человеческой памяти. Их исследования позволили узнать немного больше о том, как формируются, передаются и сохраняются воспоминания.
Ученым давно известно, что воспоминания формируются в отделе мозга, называемом гиппокамп, а сохраняются в неокортексе – внешнем слое коры головного мозга. Передача запомненных фрагментов из одной части мозга в другую требует динамичного изменения силы связей между нейронами, зависящего от скорости возбуждения нервных клеток.
Команда исследователей под руководством профессора Атаннасиса Сиапаса, использовала высокоточную записывающую и вычислительную аппаратуру, чтобы услышать процесс запуска нейронов в мозгу крысы. Эта методика позволила им вычислить пары нейронов, между которыми осуществляется синхронизация. Так, когда одна нервная клетка в гиппокампе активизируется, спустя несколько миллисекунд происходит запуск нейрона в неокортексе.
«Все это указывает на то, что из гиппокампа исходит сигнал в неокортекс, где и происходит запись воспоминаний», - комментирует результаты опытов участник проекта Казимир Верзжински.
После того как связь между гиппокампом и неокортексом была подтверждена, ученые сконцентрировали свои усилия на прослушивании мозговой деятельности крысы во время сна. Профессор Сиапас выдвинул предположение, что именно сон является оптимальным состояние для процесса постоянного запоминания. Эта теория подтвердилась, но лишь отчасти.
В медленной фазе сна происходило групповое возбуждение нейронов гиппокампа, после чего следовало такое же массовое включение клеток неокортекса. В фазе БДГ (быстрого движения глаз), на которую приходится 80 процентов всех сновидений человека, синхронизация между нейронами происходила очень редко. Ученые предполагают, что именно эта слабая связь между восприятием и памятью является причиной того, что человек далеко не всегда может запомнить свои сновидения.
Говоря об этом, ученые сразу оговариваются, что их открытие всего лишь увеличивает шансы на то, что механизмы памяти выглядят именно так. Нейробиологи, с их слов, лишь стоят на самом краю большого поля потенциальных исследований.
«После проведенных наблюдений мы имеем своеобразный костяк теории о взаимоотношении между сном и памятью, - рассказывает профессор Сиапас. - Мы можем использовать его для дальнейших изысканий, но пока это лишь небольшой шаг к пониманию процесса обработки и сохранения воспоминаний».
|