3 апреля 1973 года компания IBM обнародовала свою разработку UPC, одного из самых распространенных вариантов штрихкода. Внедрение кодировки существенно облегчило работу торговых работников и стало уникальной информационной базой для потребителей. Однако, наряду с этой общественно значимой пользой, появилась еще одна возможность наживы у нечистоплотных продавцов.
Как и множество великих открытий, изобретение штрихкода стало делом случая. Бернард Силвер, аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия, оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил декана одного из факультетов провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета.
Декан отклонил просьбу бизнесмена, однако Силвер передал суть беседы своему другу Норману Джозефу Вудленду - 27-летнему аспиранту и преподавателю того же института. Проблема очень заинтересовала Вудленда, и он с головой окунулся в работу.
Первая разработанная уникальная маркировка товаров наносилась чернилами, которые светились в ультрафиолетовом свете. Однако этот способ был ненадежным и слишком дорогим.
Неудача не охладила пыл изобретателей. В 1949 году Бернард Силвер и Норманн Джозеф Вудленд запантетовали свою новую разработку, которая была призвана облегчить работу кассиров супермаркета. Первый линейный штрихкод, созданный Вудлендом, базировался на двух технологиях кодирования – азбуке Морзе и звуковых треках к кинофильмам.
Азбука Морзе послужила прототипом отображения кода - вытянутые вниз точки и тире выглядели, как рисунок, похожий на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся пробелами. Метод озвучивания кинофильмов стал основой процесса считывания штрихкода.
Уже работая в IBM, Вудленд вместе с Сильвером пытались сконструировать подобие современного сканера для снятия информации со штрихкода. Аппарат был облачен в черную защитную материю и имел размеры письменного стола. Именно он по праву считается прототипом устройства, считывающего в электронном виде отпечатанную маркировку.
На сегодняшний день существует несколько популярных вариантов маркировок. Это, прежде всего, штрихкоды UPC (Universal Product Code), распространенные в Северной Америке, и EAN (European Article Numbering), популярный в европейских странах.
На товарах проставлены разные значения штриховых кодов. За этим следит Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International, которая состоит из 96 Национальных организаций. Предприятиям-членам присваиваются уникальные регистрационные номера.
Номер товара имеет следующую структуру:
- 3 цифры – это код (префикс) Национальной организации-члена EAN International (например, 460-469 - ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, 482 - EAN Украина, 540-549 - EAN Бельгии-Люксембурга и т.д.);
- 6 цифр – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;
- 3 цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия;
-последняя, 13-я, цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.
Однако стоит отметить, что на штрихкоде никогда не помещается самая важная для потребителя информация - цена. И это дает возможность нечистоплотным организациям обманывать покупателя. Зачастую мы предпочитаем слепо верить "умной машине", а не продавцу, который, как известно, всегда старается обсчитать.
Самый распространенный способ обчистить доверчивого покупателя в торговых супермаркетах связан с ценником. На полке (упаковке) может быть указана одна сумма, а на кассе она окажется значительно выше.
Как правило, всё валят на сотрудников торгового зала, которые забыли поменять ценники. Расчет идет на то, что человек отстоял очередь в кассу и не пойдет менять товар на более приемлемый, так как не захочет терять время в очереди еще раз.
Иногда кассир пробивает один товар несколько раз или может прибавить одну "лишнюю" цифру. Зачастую и вовсе оказывается, что вы приобрели несуществующий товар. Если покупатель заметил "промашку" - объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов.
Стоит помнить, что вероятность обсчета резко возрастает при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную. Поэтому следует заранее подсчитать точную стоимость покупки и в случае расхождения с суммой, названной кассиром, обязательно сверить цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Бдительность никогда не помешает.
|