Впервые с начала этого года наметились предпосылки к подорожанию стоимости нефтепродуктов
После того, как топливный рынок достиг своего ценового дна, стоимость в опте пошла вверх. Но, к радости отечественных автомобилистов, этот фактор не скажется на стоимости горючего на АЗС, по крайней мере до конца апреля.
Две недели назад после ставшего уже привычным равномерного снижения цен на оптовые партии топлива, стартовала обратная тенденция. Цены в крупном и среднем опте пошли вверх. Сперва сказалось оживление на мировых торговых площадках. В последней декаде марта стоимость «черного золота» на европейских биржах покинула пределы $40-45 за баррель и устремилась вверх, благодаря чему наметился рост цен на нефтепродукты в Средиземноморье. Мировая динамика вскоре коснулась и украинского рынка, который, достигнув ценового дна, начиная с середины марта все же поддался европейским тенденциям.
Во многом на быстром росте оптовых цен в стране сказался скачок спроса со стороны трейдеров, которые, выжидая до последнего, одновременно начали активные закупки. Этот фактор вместе с ограниченным количеством топлива отечественного производства (малое количество отгрузок на коммерческий рынок производил и Кременчугский НПЗ, который был занят удовлетворением сельхоззаказов, и Лисичанский НПЗ) подстегнули стоимость оптовых партий. Особенным спросом в опте пользовалось дизтопливо, растущие цены на которое спровоцировали трейдеров к спешным его закупкам. В результате только за последнюю неделю стоимость больших партий выросла в среднем на 2%. На прежнем уровне осталась лишь стоимость оптового бензина А-76, поскольку спрос на это топливо в рознице продолжает падать: в отдельных регионах его потребление сократилось более чем в два раза.
Впрочем, оживление на мировых торговых площадках может еще больше отразиться на украинском рынке. В частности, в конце этой недели цены на «черное золото» с поставкой в мае поднялись выше уровня в $52 за баррель, что, как отмечают наблюдатели рынка, связано с общей положительной динамикой на биржевых площадках. По их мнению, такая тенденция имеет все шансы продолжиться в текущем месяце.
В то же время изменения на мировых биржах уже нашли свое отображение в рекомендациях секретариата экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопе. Новые ценовые коридоры, рассчитанные ЭАГ, обосновывают небольшое, в среднем в пределах 5-10 коп. в зависимости от вида топлива, повышение владельцами АЗС розничных цен. В отличие от предыдущих рекомендаций ЭАГ (предлагающих снизить розничные цены) за новыми ценовыми ориентирами рынок последовал незамедлительно. Таким образом к концу прошлой недели на отечественных автозаправках начался хоть и очень слабый, но рост цен на все марки бензинов, кроме премиумных, которые остались на прежнем уровне.
В результате средние цены на А-76/А-80 достигли 5,05 грн./л, А-92 5,38 грн./л и на наиболее популярный А-95 5,58 грн./л, показав рост, согласно данным мониторинга НТЦ «Психея», менее 1%. Стоимость же дизельного топлива, спрос на которое в рознице по-прежнему остается очень низким, напротив, снизилась на 2-3 коп./л (0,5%). Но, к счастью для отечественных автолюбителей, дальнейшая ситуация с розничными ценами, прогнозируют эксперты, не будет зависеть от всплеска цен в опте. Владельцы АЗС, предполагают аналитики рынка, будут придерживаться относительно стабильных цен на топливо, ощутимо не реагируя на рекомендации ЭАГ как повышать, так и снижать цены, и скорее всего теперешний уровень цен на стелах заправок сохранится до конца апреля.
|