В декабре прошлого года сотрудники ГУБОП Украины задержали в аэропорту «Борисполь» руководителей частной охранной компании «Мьюз профешнл груп», которая занималась подбором персонала в Украине для отправки на службу за рубеж — в Ирак и Афганистан. Им было предъявлено обвинение в торговле людьми, однако эксперты не усматривают в их действиях криминала и уверяют, что все дело в несовершенстве украинского законодательства. К тому же желающих отправиться в такую «заграничную командировку» у нас пруд пруди — ведь это хорошо оплачивается. «Новая» попыталась выяснить, где служат наши соотечественники и как проходит отправка в зону боевых действий.
Главный украинский офис компании «Мьюз профешнл групп» был открыт в Одессе в феврале 2008 г. С тех пор компания уже успела переправить в Афганистан две группы бывших правоохранителей и военных в отставке — всего около 100 человек. Руководство фирмы арестовали как раз перед третьей «ходкой». Практически все сотрудники были иностранцами и в свое время успели понюхать пороху. Возглавлял компанию 37-летний американец Чарльз Бернард Кунефф, который несколько лет прослужил в спецназе Дядюшки Сэма. В подборе людей ему помогали бывший сотрудник британской разведки МИ-6 Осепг Уильям Ескотт и иранец Азизоллаг Моезуни. А в качестве переводчика работала 20-летняя одесситка.
Завербоваться — проще простого
Как рассказал «Новой» Виктор Корчинский, сотрудник пресс-службы ГУБОП Украины, после задержания руководителей компании был проведен обыск в офисе фирмы и обнаружено еще 80 анкет потенциальных работников. Как правило, это бывшие украинские военные и работники правоохранительных органов, которые отсылали свои анкеты на электронный адрес, указанный на сайте «Мьюз профешнл групп». Он, кстати, до сих пор работает.
Из информации, размещенной на интернет-ресурсе, следовало, что фирма является кадровой организацией, которая занимается подбором высококвалифицированного персонала системы охраны, а также специалистов различного вида обслуживания из стран бывшего СССР для работы с такой международной организацией, как ООН, и частными охранными агентствами во всем мире.
Схема найма выглядела так: после одобрения кандидатуры соискателя рекрутеры открывали для него визу и покупали билет до Дубая, откуда его перебрасывали на самолете американских ВВС на одну из военных баз коалиционных сил. После, подписав контракт и получив оружие, украинец отправлялся на работу, как правило, связанную с охраной объектов или людей.
Контракт подписывался на срок, необходимый для выполнения работ, и его можно было продлить, если рекрут соглашался на выполнение другого задания. В зависимости от сложности работы украинцам платили около $3 тыс в месяц. А сама фирма, к примеру, на поставке первой группы в составе восьми человек заработала около $15 тыс.
— Конечно, меня насторожило то, что на складе нам предложили много оружия, — поделился с «Новой» Олег, один из рекрутов, нанятый «Мьюз профешнл групп». — Но все мы понимали, куда едем и с чем можем столкнуться. Задание у нас было такое: охранять рабочих из Индии, которые строили дорогу в Афганистане. Однако, скажу я вам, делом это было нелегкое, поскольку местные жители были против постройки и очень агрессивно на это реагировали. Практически каждый день мы отбивали нападения.
Закон не запрещает
Согласно Уголовному кодексу Украины, участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения наказывается лишением свободы сроком от 5 до 10 лет. Однако, согласно законодательству, не возбраняется вступление, скажем, во Французский иностранный легион и прохождение службы в колониальных землях Франции по охране размещенных там космических, ядерных и других объектов, как и вообще прохождение военной службы в вооруженных силах иностранных государств.
— Если подобная работа не связана с боевыми действиями, ничего плохого я в этом не вижу, — поделился с «Новой» Александр Стеценко, бывший заместитель министра обороны Украины.— Поскольку охранная деятельность предусматривает именно защиту, а не нападение. То есть если человек, работающий на охранную компанию, откроет огонь, это будет считаться самозащитой. Например, когда наши солдаты были в Ираке, они не могли вести боевые действия, а лишь открывать ответный огонь. Тем не менее государство их туда послало.
Военные специалисты утверждают, что власти просто не пускают на украинский рынок компании, которые уже давно узаконены во всем мире. Если уж на то пошло, даже обычная фирма по трудоустройству может подыскать любому желающему работу в охране. Даже в странах, где ведутся боевые действия. И обвинить их в чем-то, согласно украинскому законодательству, невозможно. Поэтому, что касается компании «Мьюз профешнл групп», скорее всего, она просто не имела лицензии на предоставление подобных услуг.
Vive la France!
Кроме частных охранных фирм, для желающих присягнуть иностранной державе есть другой путь — вступить во Французский иностранный легион. Там наших земляков больше, чем где-либо. Тем более что правительство Франции после прохождения кандидатом отбора выдает ему новые, правда, временные документы с другим именем и фамилией, чтобы исключить возможность уголовного преследования легионера на родине. Однако по украинскому законодательству сам факт зачисления нашего соотечественника в ИЛ не подпадает под Уголовный кодекс. Но такой вояка может остаться без украинского гражданства, если, скажем, примет французское.
Но для того чтобы завербоваться в ИЛ, будущий легионер должен пройти несколько «кругов ада». В первую очередь, нужно добраться до вербовочного центра, который находится во французском городе Обань. Попасть туда можно либо по туристической путевке, либо по приглашению в любую страну Шенгенского соглашения, или вовсе нелегально. Во-вторых, кандидат должен пройти психотехнические, медицинские и физические тесты. В случае удовлетворительной оценки с ним будет подписан контракт.
— В Иностранный легион зачисляют людей в возрасте от 17 до 40 лет, — рассказал «Новой» легионер Жан. — Первый контракт подписывается на пять лет. У меня он как раз заканчивается, но я собираюсь его продлить — это без проблем. После завершения службы планирую купить дом во Франции и остаться здесь жить.
По словам Жана, первое время было очень тяжело, особенно тем, кто не знает французского. Но людей там расселяют по национальному признаку, а со временем и язык можно подучить. Через три года службы легионер имеет право подавать документы на получение французского гражданства. Если служил хорошо — дадут без проблем. А в вербовочном центре одним из основных языков является русский — это о многом говорит…
Как правило, Легион не принимает участия в вооруженных конфликтах, хотя является регулярной боевой единицей, а осуществляет меры по обеспечению охраны объектов. В большинстве случаев легионеры проходят службу за пределами Франции. Но есть и такие, кто не покидает ее пределов. Кстати, стоит помнить, что, кроме официальных компаний, которые занимаются поиском персонала для работы в «горячих точках», на просторах СНГ действуют мошенники, которые обещают желающим разъяснить, как попасть в ИЛ, и доставить их во Францию — естественно, не бесплатно. Но в данном случае сам наемник никаких расходов нести не должен.
А ты записался в армию США?
В Украине, как уверяют эксперты, очень много желающих отправиться на службу в иностранные вооруженные силы. Только вот не везде нас берут. «Новая» провела эксперимент и отправила письмо в один из рекрутинговых центров армии США, который находится в Нью-Йорке, с просьбой разъяснить, может ли гражданин Украины подписать контракт с Пентагоном и проходить службу в одном из подразделений американской армии.
В ответе, подписанном сержантом Роджерсом, значилось, что если человек не является гражданином США, он не может проходить службу в армии Соединенных Штатов. Но в письме было также указано, что процесс подачи документов на прохождение военной службы в США начинается с получения вида на жительства (!) Green Card. Все нюансы господин Роджерс обещал разъяснить при личной встрече.
— Да, служить в американской армии наш гражданин не может, — говорит Юрий Донской, президент Украинской ассоциация миротворцев. — Но он может устроиться работать в частную охранную компанию, которая предоставляет свои услуги в Ираке или Афганистане. Я сам знаю массу примеров, когда наши офицеры отправлялись работать в подобные структуры.
По словам господина Донского, зарплата у военных там даже больше, чем в американской армии. Да и страховка играет не последнюю роль. К примеру, украинские военнослужащие, которые проходили службу в Ираке, получали около $900 в месяц. В случае гибели семье выплачивалась страховка в суме
100 тыс грн. А частные охранные фирмы предлагают около $5 тыс в месяц и страховку — $500 тыс.
P.S. Памятуя о плачевном состоянии украинской армии и смешных зарплатах контрактников, не вызывает удивления тот факт, что наши парни так стремятся попасть в вооруженные силы других стран. Ведь там, кроме зарплаты, предлагают еще и разные льготы. Конечно, велика вероятность того, что наемник уже не вернется из такой «командировки» — ведь многим на родине просто нечего терять.
Мнение
— Служба безопасности Украины, конечно, мониторит ситуацию и должна противодействовать найму людей в зоны военных конфликтов, — рассказали «Новой» в СБУ. — Однако разглашать эту информацию мы не имеем права. Отследить количество наших соотечественников, которые поехали служить в Иностранный легион, практически нереально. Специфика ИЛ как раз и предусматривает скрытность и засекречивание настоящего имени и национальности солдата.
|