Отечественные молочники договорились о производстве продуктов под украинскими брендами на белорусских мощностях
Белорусы, в свою очередь, изучают возможности для создания своего производства в нашей стране. Такое взаимодействие поможет обеспечить украинского производителя дефицитным сырьем, а потребителя — продуктами.
Украинские производители молокопродуктов проявляют большой интерес к сотрудничеству с Беларусью, причем не только в прямых поставках сливочного масла и сухого обезжиренного молока, сообщила «i» Тамара Усачева, начальник управления внешнеторговой политики и иностранных инвестиций Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси. По ее информации, в этом году уже прошли предварительные переговоры о контрактном производстве украинских молочных брендов на белорусских заводах. «В свою очередь белорусская рабочая группа начала оценку возможности создания производства молочных продуктов на территории Украины из белорусского сырья»,— сказала Тамара Усачева. По ее словам, уже проявился интерес к работе предприятия в Одесской и Ровенской областях.
Напомним, усиливающийся кризис в молочной отрасли вынудил нашу страну импортировать сливочное масло из Беларуси. До 2006 г. Украина сама отправляла масло и молокопродукты братьям-славянам, преимущественно в Россию. Сейчас же объемы импорта ежегодно растут.
По информации Тамары Усачевой, украинский рынок молокопродуктов начал открываться для белорусских предприятий с конца прошлого года. «За два месяца текущего года в Украину поставлено молокопродуктов на $14 млн., что в 12,8 раза превысило объем экспорта за весь 2008 год»,— отмечает она. Основу белорусского экспорта в Украину составляет сливочное масло. Только за январь-февраль текущего года его экспорт составил 4,2 тыс. т. «В 2008 г. в Украину было экспортировано 2,3 тыс. т масла, причем все поставки пришлись на конец года»,— отметила Тамара Усачева. В общем объеме экспорта из Беларуси сливочного масла доля Украины составила более 30%, а это второе место после России.
Согласно данным Госкомстата, за январь-февраль текущего года производство сливочного масла в Украине упало на 29,3% — до 6,1 тыс. т. «Наши производители уже не представляют, как можно дальше выживать в условиях падающих спроса и цен на их продукцию, отсутствия возможности откорректировать свою деятельность за счет снижения закупочных цен на сырье»,— говорит аналитик молочного рынка Василий Винтоняк. Белорусские молочники, напротив, все больше увеличивают выпуск продукции. В прошлом году в стране только одного масла выпущено больше почти на 20%.
Перепроизводство молока вынуждает соседей искать не только дополнительные экспортные рынки, но и новые возможности для производства. Для нашей страны Беларусь — идеальный поставщик масла, поскольку у нас действует соглашение о беспошлинной торговле. Впрочем, отечественные чиновники еще не получали информации о массовом выходе на наш рынок молочников из соседней страны. Как сказал «і» председатель Госкомитета ветеринарной медицины Петр Вербицкий, если и были такие переговоры, то пока только на уровне бизнеса. Однако он не исключает подобного сотрудничества. «При нехватке сырья совершенно логично внедрять подобные программы»,— считает он.
Производители также не исключают взаимовыгодного сотрудничества. «Если предложат, мы будем рассматривать вариант совместной работы»,— говорит директор по маркетингу «Терра Фуд» (ТМ «Тульчинка») Игорь Яницкий. Однако он считает, что глобального усиления присутствия белорусов на нашем рынке все-таки не произойдет. «Их масло может стать лишь палочкой-выручалочкой, как было в этом сезоне, но не более того»,— прогнозирует маркетолог.
В прошлом году кризис не позволил украинским производителям создать переходной запас масла. Компании были вынуждены продать существующие небольшие объемы запасов масла для пополнения оборотных средств. Поэтому импорт спас Украину от дефицита масла и стал хорошей поддержкой для ритейла. Сейчас же, в период сезонного роста производства молока, ситуация начала стабилизироваться. По мнению Игоря Яницкого, присутствие белорусов, несомненно, усилится, однако только в поставках сырья. «Наши бренды гораздо сильнее»,— отмечает он.
|