Неожиданное извержение вулкана Пинатубо в июне 1991 года привело к выбросу в атмосферу огромного количества пепла.
Двуокись серы, попав в стратосферу, создала вокруг планеты дымку, отражавшую часть солнечного тепла, что привело к общему снижению температуры на планете на полградуса Цельсия и замедлило процесс глобального потепления. И хотя этот эффект был временным - где-то через год температура вновь стала повышаться, - извержение вулкана подсказало ученым, как можно бороться с климатическими изменениями, пишет Newsweek.
Даже поверхностные расчеты показывают, что можно искусственным путем повторить то, что сделал вулкан. Распыление двуокиси серы в верхних слоях атмосферы почти сразу же отразилось бы на температуре, пишет корреспондент Фред Гутерль. Стоимость такого метода в тысячи раз меньше, чем наиболее оптимистических планов по снижению выбросов в атмосферу.
За последние два десятилетия были придуманы различные формы геоинжиниринга с целью исправить климат. Среди неизвестности, до сих пор окружающей климатические изменения, очевидно одно: из-за своей стойкости углерод может висеть в атмосфере тысячу лет, согревая планету несмотря на возможное снижение выбросов. Поэтому за мечтами сторонников геоинжиниринга стоит насущная необходимость изменить климат искусственным путем, либо удалив углерод из воздуха, либо охладив воздух с помощью солнцеотражателей.
Однако идея искусственного изменения климата отпугивает людей, сомневающихся в том, что наука, неспособная даже правильно предсказывать погоду, в состоянии исправить климат во всем мире. "ХХ век видел, как многие менее амбициозные попытки преобразования Земли - изменение русла рек, к примеру, - приводили к катастрофам", - пишет издание.
Теперь, впрочем, многие ученые начинают более серьезно относиться к геоинжинирингу - возможно, от отчаяния, делает предположение автор статьи. Наиболее весомый аргумент в пользу геоинжиниринга - провал проекта снижения выбросов в атмосферу, предусмотренного Киотским протоколом.
Неповоротливость мировой политики не соответствует темпам климатических изменений, отмечает издание. Один из наиболее страшных сценариев - эффект "снежного кома", когда углерод начнет выделяться из вечной мерзлоты, или нагревающиеся океаны повысят влажность воздуха, усилив парниковый эффект. Все более единодушны ученые в том, что уже накопившийся в атмосфере углерод будет продолжать согревать планету на протяжении нескольких веков. По оценкам межправительственной комиссии ООН по климатическим изменениям, к концу века средняя температура может повыситься на 2-5 градусов Цельсия, что приведет к катастрофе для цивилизации.
Идея геоинжиниринга не нова: еще в 1965 году в США поднималась идея управления климатом, но она была забыта в 1990-х. В 2006 году химик Крутцен развил идею русского физика Михаила Будыко, в 1974 году предложившего с помощью самолетов распылять двуокись серы в атмосфере. Цена предложенной Крутценом схемы была поразительно низкой, отмечает издание.
Противники геоинжиниринга убеждены, что он создаст множество неблагоприятных побочных эффектов. Один из недостатков двуокиси серы в том, что он разрушает озоновый слой, тем самым подвергая жителей Южного полушария опасности облучения ультрафиолетовой радиацией.
Но наиболее разрушительными могут оказаться политические побочные эффекты, продолжает корреспондент Фред Гутерль. Успехи в деле снижения температур могут привести к отказу от дорогостоящих программ сокращения выбросов в атмосферу, что может удвоить опасность быстрого потепления в случае ослабления эффекта искусственного охлаждения воздуха.
Издание отмечает спорность вопроса о воспроизведении "эффекта Пинатубо": "Эта технология настолько дешева, что практически любая нация может предпринять собственный проект охлаждения климата. И, как показали масштабные проекты разворота рек бывшего Советского Союза и Китая, некоторые режимы гораздо более других уверены в своей способности изменять окружающую среду". В конечном итоге такое непродуманное использование геоинжиниринга может усилить политическую напряженность.
Возможно, сама мысль об управлении климатом кажется пугающей, но если в ближайшие годы глобальное потепление ускорится, любая схема, способная остановить его, может показаться более привлекательной, отмечает в заключение издание.
|