Джон Демьянюк уже в немецкой тюрьме. Бывшего украинца обвиняют в истязании десятков тысяч узников концлагеря Собибор во время Второй Мировой войны. Сегодня утром его доставили из Соединенных Штатов в Мюнхен. И теперь его судьбу будет решать немецкая Фемида.
Чартерный рейс из Кливленда прибыл в Мюнхен в 9:20 по местному времени. Медосмотр после приземления и карета скорой доставляет Джона Демьянюка в тюрьму Штадельгайм. Здесь его ждут репортеры.
Еще в понедельник утром дом Демьянюка в Кливленде посетили двое священников, и родственники, чтобы проститься. 89-летний выходец из Украины и его семья на протяжении нескольких недель пытались противодействовать экстрадиции в Германию. Однако 7 мая Верховный Суд США утвердил окончательное решение о его высылке. Медобследование установило, что состояние здоровья участника процесса – удовлетворительное.
Штефан Кремер, секретарь Совета евреев Германии:
Я задоволений, що екстрадиція таки відбулася. Йдеться не про помсту, а про справедливість і правосуддя. Усі, хто причетний до страшних злочинів 33-45 років, мають знати, що на них чекає суд.
Демьянюка обвиняют в убийстве 29 тысяч узников в концлагере Собибор в Польше, где он был надзирателем. Его уже судили. 20 лет назад Иерусалимский суд приговорил его к смертной казни за преступления против человечества. Но потом Демьянюка оправдали. Дескать, перепутали с другим охранником концлагеря по прозвищу "Иван Грозный".
«Вiкна» уже сообщали, что в селе Дубовой Махарнице где родился Демьянюк, действительно было два Ивана. Они были ровесниками и оба пошли на фронт. Один поселился в США, второй вернулся и в 70 лет покончил с собой. Односельчане предполагают, что именно он и был «Иваном Грозным».
Тем не менее, несмотря на эти факты, против американца Демьянюка появились новые обвинения и его уже повторно лишили американского гражданства.
Эфрейм Зуроф, директор центра Симона Визенталя:
Я вітаю рішення американського суду, який постановив депортувати Дем’янюка до Німеччини. Довгі 30 років тривав цей процес. Тепер слово за німецьким правосуддям.
На процессе выступит последний живой свидетель – бывший узник Собибора. В 15 лет Томан Блатт потерял в концлагере родителей и брата.
Подсудимый свою вину опровергает. Он говорит, что попал в плен и сам был заключенным.
|