На Франкфуртской книжной ярмарке в центре внимания, так же как и в самом начале десятилетия, в эпоху доткомов, оказались электронные книги. Тогда развитие этого направления книгоиздания затормозилось, поскольку электронных книг было мало, а читать их с экранов старых мониторов было неудобно. Нынешней же осенью во Франкфурте электронное книгоиздание снова заинтересовало издателей и читателей. Его проблемам было посвящено несколько специальных семинаров и презентаций. Вокруг стендов производителей устройств для чтения электронных книг (букридеров) толпились посетители. Что изменилось?
Появились читатели, которые перешли с бумажных книг на электронные и уже привыкли читать их с экранов мобильных устройств. Возникла и стала массовой технология производства устройств для чтения с экранами на основе «электронных чернил» (их еще называют «электронной бумагой»). В отличие от привычных ЖК-экранов «электронная бумага» и правда похожа на бумагу и не требует подсветки: текст на ней не светится, но, напротив, виден только в отраженном свете. Кроме того, «электронная бумага» крайне нетребовательна к энергопотреблению. В последние годы на рынок букридеров вышли и гиганты хай-тек — Amazon, Sony и Panasonic, и фирмы поменьше, но с вполне конкурентоспособными продуктами.
Появление удобных и относительно недорогих (порядка 350—400 долларов) букридеров и снижение цен на смартфоны серьезно оживило продажи электронных книг. Только в США, по данным Ассоциации американских издателей, за первое полугодие 2008 года электронных книг продано почти столько же, сколько за весь 2006 год, а средний мировой рост рынка за последние годы составляет примерно 70% в год.
Такому росту в Америке немало способствовало появление на рынке электронных книг Amazon. Будучи самым крупным онлайновым продавцом в США, компания не только продает букридер Kindle, но и предлагает доступ к самому большому ассортименту книг и периодических изданий (в защищенном и привязанном к устройству формате) прямо с самого устройства. Вы можете купить и тут же получить интересующую вас книгу, пользуясь только Kindle: букридер снабжен сим-картой мобильного оператора Sprint.
Ни один другой букридер пока не может похвастаться такой же функциональностью. Впрочем, продажи у конкурентов, судя по загруженности фабрик по производству «электронной бумаги» и планам по расширению ее производства, идут неплохо. Неожиданно популярным устройством для чтения книг стал и iPhone: только одной из программ для чтения — Stanza — экземпляров скачано через App Store уже больше, чем продано Kindle.
Букридеры постепенно становятся модным — а значит, скоро и массовым — продуктом. Уже и гламурные журналы рекомендуют букридер в качестве стильного компаньона для любителя чтения в дальнюю дорогу или отпуск — в его память поместится сотня книг. Да и сами электронные книги на порядок дешевле бумажных, что в условиях кризиса фактор существенный. Электронное книгоиздание явно на подъеме, однако у него еще немало проблем.
Существенная проблема — прежде всего для читателей — обилие форматов, ситуация с которыми напоминает зоопарк: сегодня их более сорока, как универсальных, так и используемых только на отдельных типах устройств. А некоторые форматы могут быть популярны только в одной стране. Речь, конечно, о России: формат fb2 оказался исключительно популярен у русскоязычных читателей электронных книг, но он мало известен на Западе. Впрочем, с появлением формата ePub, разработанного International Digital Publishing Forum, эта ситуация, возможно, изменится: этот формат предполагает, что читать электронную книгу вы сможете где угодно — и в окошке мобильного телефона, и в букридере, и на ЖК-экране.
Главная же проблема — у авторов и издателей. При производстве электронной книги на выходе получается файл, а потому у электронных книг другая модель продажи и дистрибьюции, специфические проблемы с копирайтом и, наконец, принципиально другая бизнес-модель. Файл — не книга, и, получив деньги за него, издатель уже не может быть уверен, что покупатель не скопирует его своему приятелю. Изготовление электронной книги в самом простейшем виде, конечно, заключается, в сущности, в одном клике мышкой, а приобретение — в еще одном. Но ведь и копирование — тоже. Другими словами, создание единственного экземпляра электронной книги, в отличие от книги бумажной, — задача нетривиальная.
Некоторые издатели-реалисты уже начали сознавать, что даже защита электронной книги не может уберечь ее от несанкционированного копирования: дело даже не в том, что защиту можно взломать, но саму бумажную книгу несложно отсканировать и перевести в электронный вид (об этом, кстати, как-то позабыли российские писатели, недавно публично протестовавшие в связи с принятием закона о библиотеках). И чем повторять чужие ошибки, лучше сразу перейти к распространению «свободного» контента. Музыкальная индустрия, долгие годы боровшаяся с mp3 и ратовавшая за цифровую защиту музыки, потеряв миллиарды долларов, кажется, наконец пришла к тому же выводу.
Каким же должно быть производство электронной книги, если она уже не привязана к бумажному носителю и, соответственно, меньше стоит? Этот вопрос неактуален для электронных книг, воспроизводящих бумажный оригинал, но рано или поздно книгоиздание все больше будет отрываться от бумаги. Когда копирование книги неизбежно, а защита бесполезна, возникает парадокс: чтобы делать хорошие книги, часто нужны деньги, однако велика вероятность, что первый проданный файл окажется в Сети и издание, возможно, перестанет быть рентабельным. Некоторые варианты его решения уже есть и более или менее успешно реализуются как издателями, так и авторами.
Самый простой вариант — издание за счет автора. Этот вариант подходит тем авторам, кому нужны не деньги, но книга и ее читатели. Другой вариант — за счет рекламы — могут выбрать авторы и издатели, которые способны обеспечить ее приток на свои сайты и оплатить подготовку издания. Так уже делают некоторые авторы и сетевые библиотеки, выкладывая книги в Сеть не файлом или одной веб-страницей, но разбивая на множество страниц, загруженных рекламой.
Еще одну бизнес-модель, уже многократно доказавшую свою жизнеспособность, электронное книгоиздание может заимствовать у массмедиа — это подписка. Периодика живет недолго — теряется ее актуальность, и риск скорой утечки в Сеть компенсируется быстрым старением содержания. Судя по расширению списка газет и журналов, доступных для Kindle и французского букридера iRex iLiad — на фоне уменьшения физических тиражей газет, — эта ниша через некоторое время будет весьма актуальной для печатных массмедиа. И в каком-то виде она может быть реализована и в книгоиздании. Не исключено, что модель периодической подписки (или книжного клуба) окажется работоспособной и для электронных изданий.
Другой вариант подписки — сбор средств на издание. Такая схема может оказаться приемлемой для узкоспециальной или переводной литературы. Российскому читателю среднего возраста, кстати, она хорошо знакома: вы помните очереди за подписными изданиями?
Все эти бизнес-модели, призванные не столько поправить пошатнувшееся финансовое положение издателей, сколько обеспечить появление качественной книги в отсутствие обмена физическим товаром, базируются на том, что кто-то платит уже не за бумагу, но и не только и не столько за файл, сколько за признание, эксклюзивность, причастность, регулярность или практическую необходимость. То есть за вещи, которые останутся актуальны даже тогда, когда прямая надобность в истреблении деревьев отпадет.
Бумажные книги, конечно, останутся. Есть читатели, которые ценят в книге не только текст, но и вещь. Есть и те, кому нравятся альбомы для разглядывания иллюстраций. Наконец, дети, которых вы уговорите оторваться от мультиков, еще не умеют жать на кнопки. А еще есть те, кто уже и не научится…
Но это будет уже не та аудитория, для которой раньше работали издатели. И она будет сокращаться — как за счет тех, кто не умеет, так и за счет тех, кто не привык. И, что самое печальное, за счет тех, кто вообще захочет читать, а не смотреть, например, или слушать. Проблема электронного книгоиздания — не только проблема издателей и читателей, но и авторов. Ведь это им предстоит конкурировать за внимание слушателей и зрителей.
|