Народные депутаты решили вернуться к идее введения Службы парламентского пристава (СПП). Об этом говорится в Кодексе добропорядочного поведения народных депутатов, который вчера появился на сайте Верховной рады. Авторы документа – депутаты фракций БЮТ, Партии регионов и "Нашей Украины–Народной самообороны" – предлагают делегировать представителям СПП право выводить парламентариев из сессионного зала в случае, если они нарушают порядок.
Представители парламентских фракций, устроивших в день закрытия IV сессии Верховной рады VI созыва потасовку в сессионном зале и даже попытавшихся заблокировать председателя Верховной рады Владимира Литвина в его кабинете (см. Ъ от 17 июля), теперь решили ввести ограничения на подобные проявления демократии в парламенте. Вчера на сайте Рады появился проект постановления "О Кодексе добропорядочного поведения народных депутатов". Его авторы – народные депутаты Евгений Суслов, Андрей Шевченко (оба БЮТ), Юрий Мирошниченко (Партия регионов), а также Владислав Каськив и Руслан Князевич (оба "Наша Украина–Народная самооборона") – предложили коллегам поручить следить за соблюдением дисциплины в Верховной раде Службе парламентского пристава.
"В случае нарушения правил выступления и ведения заседаний, если депутат-нарушитель не учитывает замечания председательствующего на заседании, направленные на восстановление дисциплины в зале, председательствующий имеет право дать распоряжение Службе парламентского пристава принять меры, в том числе вывести депутата-нарушителя из зала",– говорится в проекте постановления. В нем же указывается, что деятельность СПП должна регламентироваться отдельным законом, которого, впрочем, пока нет.
Институт парламентских приставов существует в США, Канаде, Франции, Японии и других странах. В Великобритании он действует с 1415 года. При этом больше всего полномочий у японских парламентских приставов: в исключительных случаях им разрешено применять силу, используя при этом резиновые дубинки. В России в середине 1990-х годов предпринимались попытки возродить институт приставов, существовавший с 1906 по 1917 годы, но данная инициатива не нашла поддержки у большинства депутатов.
Следует отметить, что идея введения службы парламентских приставов в Украине тоже имеет свою историю. Еще год назад народный депутат Ярослав Джоджик ("Наша Украина–Народная самооборона") выступил с предложением создать СПП (см. Ъ от 11 июля 2008 года). Правда, до документального оформления этого предложения у господина Джоджика дошли руки только сейчас. "Я и группа депутатов нашей фракции сейчас обобщаем мировой опыт относительно привлечения к ответственности депутатского корпуса и до пятницы зарегистрируем соответствующий законопроект",– пообещал вчера Ъ господин Джоджик.
Примечательно, что в прошлом году во фракциях БЮТ и Партии регионов идею введения в Раде службы приставов считали бессмысленной. "Для безбашенных депутатов эта мера ничего не даст. Плевали они на штрафы, регламент и совесть. Никакой защиты от этого аморального паскудства (блокирования работы парламента.–Ъ) нет и быть не может",– убеждал ранее Ъ народный депутат Ярослав Сухой (Партия регионов). А народный депутат БЮТ Андрей Шкиль объяснил Ъ, что введение подобной практики "будет ограничивать демократию в Украине".
Правда, в БЮТ и теперь есть противники применения по отношению к депутатам дисциплинарных санкций. "При всем уважении к моим коллегам сама жизнь уже выстроила определенную систему и правила отношений. Я считаю, что этот вопрос не требует урегулирования,– сказал Ъ народный депутат Святослав Олийнык.– Нет лучшего способа устанавливать правила поведения, чем самому их соблюдать. Такой документ (Кодекс добропорядочного поведения народных депутатов.–Ъ) будет либо никчемным, либо смешным".
Некоторые положения кодекса действительно выглядят не совсем привычно и содержат ряд новых для депутатов терминов и понятий. Например, "добропорядочное поведение" авторы документа определяют как "поведение, которое состоит в добросовестном исполнении народным депутатом своих обязанностей, уважительном отношении к гражданам, коллегам и другим лицам, неуклонном соблюдении Конституции, требований этого кодекса и других нормативно-правовых актов".
Между тем в самом тексте кодекса депутаты делают одну оговорку, которая сводит на нет все конструктивные предложения, заложенные в этом документе. "Нормы кодекса не распространяются на случаи, когда депутаты выступают как граждане или высказывают свою гражданскую позицию",– говорится в документе. При желании под "гражданскую позицию" можно отнести любое противостояние в Раде.
– И с каждой такой строчкой мы входим в шизофрению,– считает Святослав Олийнык.– До чего мы дойдем, если будем пытаться обозначить, что, находясь в одном месте, кто-то является депутатом, в другом месте этот же человек – уже гражданин, в третьем – муж, и так далее.
|