Резкий рост курса доллара закончился ближе к концу прошлой недели. Однако аналитики предупреждают, что стабильной гривня будет лишь в краткосрочном периоде, после чего последует снижение курса национальной валюты до 8,5-9 грн за доллар.
В пятницу, 31 августа, межбанковский валютный рынок закрылся на уровне UAH/USD 7,9485-7,9730, гривня отвоевала у доллара еще 0,85%. Эксперты утверждают, что Нацбанку пришлось принимать меры по снижению курса доллара в Украине не из-за высокого спроса на валюту США со стороны обычных украинцев. Главными причинами роста курса доллара против гривни сейчас называют спрос на валюту для оплаты импортного газа и для погашения внешних долгов украинскими компаниями.
Крупнейшие валютные платежи приходятся в нынешнем году именно на конец лета – начало осени, говорят валютчики. А притока свежих долларов особенно не видать. «Спрос на валюту вырос, а предложение осталось на прежнем уровне. Я думаю, что это связано и с обеспечением нормальной деятельности «Нефтегаза», и не исключаю, что на рынок вышел ряд банков и корпораций, которые хотят погасить свои долги», - считает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
Действия регулятора
Что делает в такой ситуации НБУ? Во-первых, достает из «заначки» доллары. А во-вторых, «прижимает» хвост тем, у кого доллары есть, или тем, кто хотел бы доллары прикупить, чтобы заработать на будущем росте курса.
Потому-то Нацбанк намекнул крупнейшим банками, что тем стоило бы подраспродать запасенную валюту. НБУ сделал это весьма изящно: с 3 августа он станет блокировать 40% сформированных банками гривневых резервов. В переводе на обыденный язык это означает: гривни у банков останутся, но играть ими на валютном рынке они не смогут.
В Нацбанке рассчитывают, что гривневый голод заставит банки начать продажу валютных запасов, что отчасти удешевит доллар.
Мера эта – обоюдоострая. Она не только поддержит гривню, но и создаст банкам дополнительные сложности – дольше будут проходить платежи, чаще будут «временно не работать» банкоматы.
Но Нацбанку деваться некуда: он имеет право тратить на поддержание гривни не более 680 млн. долларов в месяц. Причем фактически единственным источником долларов для него остался Международный валютный фонд. НБУ было от чего беспокоиться – экспорт растет вяло, а лето на валютном рынке оказалось непривычно тревожным. «Ажиотаж немного возрос во время летнего периода - это нас не очень радует. Если металл, химия, машиностроение, металлургия оживятся, будем рады… А о получении очередного транша будем говорить, когда этот вопрос рассмотрит менеджмент МВФ», - за день до заседания совета МВФ говорил начальник департамента внешнеэкономических связей НБУ Сергей Круглик. Он, похоже, до последней минуты не был уверен в позитивном решении Фонда.
Возможности НБУ ограничены, притока валюты нет, курсовой флюгер дергается от любого ветерка. «На очень слабом рынке любое из предпринимаемых действий может развернуть ситуацию в любую сторону. Удастся обвести вокруг пальца МВФ – это будет один тренд, удастся договориться Стельмаху по поводу очередной эмиссии и закрытия бумаг по рефинансированию и рекаптализации – это тренд другой», - подчеркивает экс-заместитель председателя правления НБУ Сергей Яременко.
Когда бывший главный валютчик страны давал этот комментарий, о решении совета директоров МВФ еще не было известно. Но 28 июля МВФ согласился выдать очередной транш – это значит, что в Украину придет в начале августа 3,3 миллиардов долларов.
Но особенного счастья эта сумма не принесет. «Все эти транши предназначены только на поддержание внешних платежей, поэтому они экономику, по сути, не затронут, а сами условия траншей будут приводить к ухудшению состояния корпоративного сектора», - негодует г-н Яременко.
Что будет с курсом
Прав консерватор Сергей Яременко, конечно, но оптимизма прибавляет то обстоятельство, что экономика уже достигла дна, импорт сократился, спрос на доллары не особенно подкреплен наличием в карманах украинцев свободных гривен.
Вот и банкиры уверяют, что обоснованных причин для перехода границы в 8-9 гривен за доллар просто нет, но дальнейшее движение курса будет очень сильно зависеть от настроений в обществе и от притока средств из-за рубежа. «На ровном месте идет раздувание паники. Осенью начнется избирательная кампания, пойдет существенный объем валюты в страну. Кроме того, экономика и Евросоюза, и США постепенно выходят из депрессии, мы тоже дно прошли, люди понесли депозиты в банки. Поэтому экономического базиса в росте курса нет, есть чисто политический», - считает заместитель председателя правления банка «Финансы и Кредит» Игорь Львов.
На стабильность искренне надеются и импортеры, сильно зависящие от колебаний курса, а некоторые страдают и от 13% надбавки на импорт, которую Кабмин отменил лишь частично. «Мы ожидаем, что до конца лета 2009 года ситуация стабильности курса гривни останется неизменной. Говорить о более дальней перспективе сложно. Вероятность девальвации гривны вполне возможна», - рассуждает Елена Дунина, генеральный директор официального импортёра Mazda и Suzuki в Украине ДП «АВТО Интернешнл».
Равновесие действительно шаткое. Спрос на валюту со стороны импортеров упал: по сравнению с маем 2008 года, в мае текущего импорт сократился больше чем на 50%. Но и притока валюты не наблюдается: инвестиций в страну практически нет - за первые 5 месяцев 2009 года в Украину пришло около 1,8 млрд. долларов, что в 2,4 раза меньше, чем за этот же период прошлого года. Легче разве что банкам с иностранным капиталом, которых продолжают поддерживать иностранные акционеры. Буквально за последний месяц получили помощь от владельцев БМ Банк (10,7 млн. евро), Сведбанк, Сведбанк Инвест (33 млн. долларов) и банк «Форум» (80 млн. долларов).
Реальный же сектор уповает на осень и на приход денег в Украину «под выборы». «Сейчас инвестиции приходят в основном в банковский сектор, что связано с процессом рекапитализации. Притока зарубежных денег в реальный сектор экономики практически нет», - подчеркивает экономист инвестиционной компании Concorde Capital Андрей Пархоменко.
Да и очередной транш МВФ, как бы ни ругали Фонд, сыграет свою роль в стабилизации национальной валюты - и не только психологическую. Ведь НБУ и без того заставляли выдавать валюту на погашение внешних долгов. А придет транш – Нацбанк получит возможность тратить резервы не только на расчеты с внешними кредиторами, но и на поддержку гривни даже на наличном рынке.
Однако не стоит забывать, что есть пессимистические прогнозы по динамике ВВП - тот же МВФ прогнозирует -14% по итогам 2009 года, тогда как еще совсем недавно снижение прогнозировалось «всего» на 8%. Свою лепту в курсовые шатания внесет гривня, вливаемая в рекапитализируемые банки – так или иначе, но эти деньги доберутся до валютного рынка.
Но самой серьезной угрозой курсу гривни являются бюджетные проблемы: к осени правительству придется так или иначе начать печатание «пустых» денег. Конечно, при этом Кабмин начнет выкручивать руки Нацбанку, чтобы тот хотя бы до даты голосования тратил валютные резервы на поддержание курса. У кого в том споре окажутся аргументы крепче, сейчас не рискует сказать никто.
Пессимисты говорят о 10-12 гривен за доллар к концу года. Оптимисты – о 8,5. Авторам более реалистичным кажется курс 9,3 гривен за доллар в декабре, причем подбираться к этому уровню курс будет, скорее всего, в несколько рывков с возможными непродолжительными откатами.
|