"На украинском внешнеполитическом фронте наиболее тревожно сейчас развиваются отношения с Польшей. Уже только слепой не видит негативные тенденции в польско-украинских отношениях". Об этом пишет в своем блоге львовский политолог Тарас Возняк.
"Началось все с уничтожения памятного знака на месте, где был полевой госпиталь для воинов УПА на горе Крещатой в Подкарпатском воеводстве в апреле этого года. В промежутке между римо-католическими и греко-католическими праздниками, когда люди заняты праздничными приготовлениями, кто-то вдребезги разбил этот памятный знак в глубоком лесу. Знак, который никому особенно и не мешал. Однако, его можно было легко и безнаказанно разбить. Где-то в то же время, как параллельную акцию, совершили акт вандализма над крестом, который стоит на месте расстрела немецкими нацистами польской профессуры во Львове - нарисовали свастику. Расчет, очевидно, был на эскалацию польско-украинских отношений. По крайней мере, на региональном уровне", - пишет Возняк.
"Далее сейм республики Польша принимает постановление от 15 июля относительно "трагической судьбы поляков на kresach wschodnich". Очевидно, это такая форма борьбы за патриотический электорат внутри Польши. Никто же не сомневается в трагичности гибели тысяч людей в кровавом польско-украинском противостоянии 1940-1950 гг. как на территории Украины, так и на территории Польши. Однако никогда украинская сторона даже на уровне документов, принятых областными или городскими советами, не применяла термины "прежние украинские этнические земли в Польше". А было немало провокаторов, которые спят и видят, чтобы эта дипломатическая ошибка была сделана", - отмечает эксперт. "Позволит ли кто-нибудь себе на Украине на официальном уровне осуждать Армию Краевую - ведь всякое было, на войне как на войне. Была и резня украинцев в Павлокоме, Сагрине, и президенты обеих стран нашли в себе силы говорить об этих непростых эпизодах. Однако в официальном документе государственного уровня жаловаться на все национальное движение - это уже слишком. Однако жемчужиной этого документа стали признаки геноцида (ludobojstwa), которые авторы текста постановления Сейма увидели в событиях 1943 года. А это путь к международному трибуналу, как в случае Руанды и бывшей Югославии. Вот так! И не меньше", - продолжает свою мысль автор.
"Следующим элементом нагнетания противостояния стала история с велопробегом, посвященным 100-летию со дня рождения Степана Бандеры. Не буду вникать в детали, информации об этом событии, которое не состоялось, более, чем достаточно. Однако и польская, и украинская стороны конфликта должны понять, что и поляки, и украинцы будут иметь свой пантеон героев и политических деятелей", - отмечает также Возняк. "А началось все с задекларированного нынешним премьер-министром Польши Дональдом Туском упорядочивания отношений с Российской Федерацией. Благое дело, ровно в той же мере, что и безнадежное, причем безотносительно к величине тех уступок, которые сделает Польша. Однако, если задекларировал, нужно выполнять. Не знаю, связана ли эта декларация напрямую с эскалацией инцидентов в польско-украинских отношениях. Тем более, что в них, понятно, заинтересована, прежде всего, Россия, совсем ей ни к чему польско-украинская дружба", - резюмирует политолог.
|