Синдром беспокойства, к сожалению, всё чаще и чаще становится уделом граждан вместо спокойной старости. Нередко дело доходит до психиатрического расстройства. Его симптомы — хроническая тревожность, озабоченность и неудовлетворенность жизнью, ведущие к расстройству сна, плохому самочувствию и усталости, а иногда и к суицидальным поползновениям.
Зарубежные СМИ сообщают об обширном исследовании на тему «Озабоченность и тревога в пожилом возрасте». Результаты исследования подтвердили высокую эффективность антидепрессанта лексапро, или ципралекса (lexapro = cipralex = escitalopram), в нормализации психического и психологического состояния пожилых.
Синдром беспокойства, к сожалению, всё чаще и чаще становится уделом граждан вместо спокойной старости. Нередко дело доходит до психиатрического расстройства. Его симптомы — хроническая тревожность, озабоченность и неудовлетворенность жизнью, ведущие к мышечным спазмам, расстройству сна, плохому самочувствию и усталости, а иногда и к суицидальным поползновениям.
По словам руководителя исследовательского проекта д-ра Эрика Дж. Ленце, 7,3% пожилых страдают от повышенной тревожности, а среди тех, кто получает медицинскую помощь, эта цифра еще выше. Люди, страдающие от этой болезни, могут до 40 часов в неделю находиться в напряженно-тревожном состоянии.
Многие годы лечение синдрома тревожности стариков проводилось посредством успокоительных лекарств вроде валиума (valium = diazepam) или ксанакса (xanax = alprazolam). Эти препараты, считает д-р Ленце, небезопасны для пожилых пациентов.
В течение ряда лет проверялось действие антидепрессанта лексапро (lexapro = escitalopram), относящегося к фармакологической группе селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Теперь, по утверждению д-ра Ленце, это средство окончательно проверено и одобрено как более надежное и безопасное для лечения тревожных состояний у пожилых.
Исследование касалось лексапро, но и другие СИОЗС могут быть рекомендованы для этой цели, считает Ленце.
177 человек в возрасте 60+, страдающих от синдрома беспокойства, получали в случайном порядке либо лексапро, либо плацебо. Эксперимент длился 12 недель. У 69% пролеченных лексапро было отмечено снижение уровня беспокойства по сравнению с 51% у тех, кто получал плацебо. Более того, получавшие лекарство, как показали результаты их обследования, стали более общительными и социально активными.
Помимо этого, у всех получателей лексапро было отмечено существенное снижение кровяного давления. «Этот побочный положительный эффект — еще один плюс данного средства по сравнению с седативами», — отметил Э. Ленце. Он призвал врачей всех специальностей обращать больше внимания на депрессивные тенденции среди пожилых пациентов.
Д-ра Ленце поддержал Дуглас Меннин, профессор психологии из Йельского университета. «Пациентов в возрасте нужно непременно спрашивать об этом и там, где нужно, направлять на лечение, — сказал он. — Ничего удивительного в том, что многим свойственна повышенная тревожность: они переживают ряд стрессовых ситуаций, таких как потеря друзей, мобильности, работы, не говоря уж о физических проблемах».
Депрессия в позднем возрасте
К 2020 году в случае продолжения демографических переходных тенденций бремя депрессии возрастет до 5,7% от общего бремени болезней и станет второй (первой будет ишемическая болезнь сердца) ведущей причиной потерянных в связи с инвалидностью лет жизни. В более развитых странах мира депрессия к тому времени станет самой распространенной причиной для бремени заболеваемости. Стоимость лечения депрессий в США еще в 1990 году составила 37 млрд долларов.
Депрессия в пожилом возрасте наблюдается очень часто. Можно сказать, что у людей старше 55 лет это самый распространенный недуг. По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессивные симптомы имеют место у 40% пациентов преклонного возраста, обратившихся к врачу в связи с различными заболеваниями. Женщины страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины, причем у женщин она наиболее часто развивается в возрасте 50—60 лет, у мужчин — в 55—65 лет.
Пожилых людей часто гнетут мысли об упущенном в прошлом, угрызения совести, одиночество. Они переживают тягостное чувство пустоты и своей ненужности. Всё происходящее перед глазами представляется малозначащим и неинтересным. Попытки поддержать, успокоить кажутся такому человеку неискренними, глупыми, пустыми и часто дают обратный эффект.
Развивается депрессия, как правило, медленно, хотя возможно и острое, когда снижению настроения предшествует внезапная психическая травма или острое заболевание. Появляются и нарастают угнетенность, необоснованные или преувеличенные опасения за свое здоровье, состояние близких, материальное благополучие. Ослабевает привязанность к родственникам, друзьям, уменьшаются социальные связи. Существенным в переживаниях пожилого человека является болезненное неприятие собственного старения как в его физическом, так и в социально-общественном выражении. Одиночество, на которое он жалуется, имеет характер «одиночества в толпе». Усиливается впечатлительность, мнительность, ранимость, педантичность, склонность к тревожным опасениям, самообвинению и самоуничижению.
|