США, похоже, начинают радикально перестраивать свои экономические отношения с Китаем. На минувшей неделе Барак Обама установил заградительные пошлины на импорт автомобильных покрышек из Китая.
По мнению американских властей, данные меры должны воспрепятствовать демпингу китайских производителей и заставить их играть по общепринятым правилам. Американская администрация считает, что действия Китая лишают работы граждан Соединенных Штатов. "Наши действия означают ужесточение правил игры и создание торговой системы, честной для всех участников, - заявил пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс. - Мы действительно рассчитываем, что китайцы правильно воспримут наше решение".
Однако найти "понимания" среди китайских промышленников решение американского президента так и не смогло. Напротив, власти КНР поспешили обвинить США в протекционизме. "Этот акт протекционизма не только нарушает правила, установленные Всемирной торговой организацией(ВТО), но и противоречит обещаниям, данными самими США на саммите Большой двадцатки ( G-20), посвященном финансовым вопросам ", - заявил пресс-секретарь Министерства торговли КНР Яо Дзиянь. Также он добавил, что Китай "оставляет за собой право ответить на это решение".
Ответ Поднебесной не заставил себя долго ждать. В ответ на действия США КНР начинает антидемпинговое расследование в отношении импорта автопродукции и мяса птицы из Соединенных Штатов. В ближайшее время Минторг КНР намерен рассмотреть жалобы национальных производителей на то, что американская курятина и автомобильнаяпродукция продаются на китайском рынке по заниженным ценам или выигрывают благодаря госсубсидиям.
Напомним, что это далеко не первый американо-китайский конфликт на почве внешней торговли. Летом этого года ВТО уже признавало Пекин нарушителем правил организации. Тогда китайскими властями были ограничены дистрибюционные возможности американских компаний.
Впрочем, нынешние события могут выйти далеко за рамки перманентной торговой войны между США и Китаем. Предпринятые Бараком Обамой меры в отношении демпинга китайских производителей шин могут стать частью новой американской государственной политики, делающей акцент на поддержке отечественных производителей даже тех видов товаров, которые раньше активно импортировались США. Похоже, нынешний кризис потребовал от американских властей пересмотра ряда элементов экономической модели страны, в которой производству потребительских товаров отводится далеко не первое место.
Судить об успешности подобных действий сегодня довольно сложно, так как потребительский рынок США является едва ли не вотчиной иностранных (прежде всего китайских) компаний. В этом случае есть все основания полагать, что в ближайшее время торговые войны между США и Поднебесной достигнут наивысшего накала.