Немецких автопроизводителей призывают выпускать более компактные машины с меньшим выбросом вредных веществ в атмосферу. Между тем в Японии уже почти полвека существует целый класс суперминиатюрных и популярных машин.
Немецких автопроизводителей, славящихся выпуском машин премиум-сегмента, уже не только экологи призывают переосмыслить подходы к проектированию автомобилей. От автоконцернов требуют больше внимания уделять снижению вредных выбросов в атмосферу и не зацикливаться на дорогих моделях. Многие приводят в пример Японию: там уже почти полвека автопроизводители делают ставку в том числе на выпуск машин особо малого класса, спрос на которые не падает даже в период кризиса.
Требования и стандарты
Руководитель немецкого федерального ведомства по защите окружающей среды Йохен Фласбарт настроен решительно. Он требует от автомобилестроителей более активных усилий, направленных на снижение выбросов углекислого газа, который попадает в атмосферу в результате работы двигателей внутреннего сгорания.
Фласбарт напоминает, что представители немецкой автомобильной отрасли перед введением Евросоюзом новых предельных показателей по выбросу вредных веществ утверждали, что этот шаг приведет к закату автопромышленности Германии. Однако этого не произошло.
Делая вывод, что автоиндустрия реагирует только на давление со стороны властей, глава федерального ведомства предупреждает, что дело не ограничится действующим "стандартом выброса" в 120 граммов углекислого газа на 100 километров. ЕС уже готов ввести новый, более жесткий стандарт - 95 граммов, и случится это не позднее 2020 года, утверждает чиновник.
Изменить подход к производству автомобилей
Йохен Фласбарт уверен, что можно добиться еще большего снижения показателя выброса. Необходима лишь добрая воля немецкой автоиндустрии, если, как он выразился, та "все еще воспринимает себя как законодательницу мод на мировом рынке в том, что касается экологически чистой техники".
Фласбарт советует капитанам немецкого автомобилестроения задуматься не только о том, как выпускать более совершенные двигатели, но и в целом комплексно переосмыслить подход к проектированию автомобилей.
"Сводится ли философия немецкой автоиндустрии исключительно к тому, чтобы производить машины премиум-сегмента, на которых можно ездить за покупками и в пустыне?" - задается вопросом Йохен Фласбарт.
Легкий автомобиль по-японски
Его призыв выпускать компактные и экологически более безопасные машины, между тем уже давно взят на вооружение в Японии. Там даже существует специальный класс самых маленьких автомобилей, называется он Keijidosha. Jidosha в переводе с японского означает автомобиль, kei - легкий.
Машины этой группы обращают на себя внимание любого, кто впервые оказывается в Стране восходящего солнца. Они выделяются на общем фоне желтыми номерами, и, конечно же, своими непривычно миниатюрными формами.
По словам представителя японской ассоциации производителей Keijidosha Осаму Ито, машина этого класса может быть не более 3,4 метра в длину, 1,48 метра в ширину и двух метров в высоту. Объем двигателя не должен превышать 660 кубических сантиметров.
Признанный бестселлер
Услышав, как работает двигатель, и не видя самой машины, можно предположить, что это какая-нибудь газонокосилка. Между тем Keijidosha, когда-то задуманный как автомобиль для бедных, сегодня обрел завидную популярность среди японцев независимо от уровня дохода - около трети всех проданных в стране в 2008 году машин относятся именно к этой группе. А в общей сложности было реализовано 1,87 миллиона автомобилей Keijidosha. Самая успешная модель - Wagon R от Suzuki.
Осаму Ито говорит, что Wagon R на протяжении нескольких месяцев оставался самым продаваемым автомобилем в стране. Suzuki вообще была первой компанией, которая стала выпускать машины класса Keijidosha в 60-х годах прошлого века, когда Япония переживала бурный рост экономики. По выражению Ито, Keijidosha стал для Страны восходящего солнца примерно тем же, чем легендарный Volkswagen Käfer ("Жук") для Германии.
Suzuki, Mazda, Nissan, Honda или Daihatsu - все эти японские автопроизводители выпускают в том числе и Keijidosha. Зарубежные конкуренты - за исключением специальной версии Smart - в этой нише на японском рынке не представлены - для них он слишком сложный и изолированный.
Очевидные достоинства
Помимо невысокой стоимости, в среднем от 5,5 до 12 тысяч евро, Самобу Ито выделяет у Keijidosha и другие сильные стороны, которые по достоинству оценили миллионы покупателей. Прежде всего, автомобиль недорог в эксплуатации, за него не надо платить высокие налоги. Ну и, конечно же, он очень подвижен, что немаловажно на узких улицах японских мегаполисов.
Красноречивее всего об успехе "малышей" среди избалованных отечественным автопромом японцев говорят цифры. Почти половина домашних хозяйств в стране имеют сегодня в своем гараже Keijidosha. Чаще всего в качестве второй машины, а в сельской местности - и как первую. А полноприводная версия Keijidosha может использоваться даже как мини-внедорожник, который способен перевозить грузы весом до 350 килограммов.
|