Ночью совершенно изменяется счет времени.
Когда человек жалуется, что не сомкнул глаз всю ночь, на самом деле, он недоспал за ночь всего 28 минут.
- Сегодня у многих людей очень распространено состояние, которое можно было бы назвать патологическим бодрствованием, - говорил в свое время академик РАМН, заведующий кафедрой нервных болезней ФППО ММА им. И.М.Сеченова Александр Моисеевич Вейн. - Речь идет о бессоннице. По имеющимся данным, во Франции от бессонницы страдает пятая часть населения, в США – третья, в России – чуть ли ни каждый второй. Это - болезнь миллионов. Изучением ее заняты многие лаборатории мира.
Такие исследования проводились и в возглавляемой Вейном Лаборатории нейро-гуморальных регуляций.
Основной вывод, к которому пришли ученые, кажется неожиданным и поначалу очень обижает больных: подавляющее большинство тех, кто считает, что он совсем не спит, на самом деле спит. Человек говорит: совершенно извелся, опять сегодня прокрутился всю ночь! На самом деле, по часам, вертелся он за ночь всего 28 минут. Движения его, энцефалограмма, движения глаз записывались всю ночь. Больные очень быстро привыкают к многочисленным датчикам и перестают их замечать. Но вид у человека, действительно, измученный, «как после бессонной ночи», и ни о какой симуляции не может быть речи. В чем же тут дело?
- Прежде всего, ночью совершенно изменяется счет времени, - объяснял академик Вейн, - периоды сна кажутся очень короткими, а промежутки между ними - бесконечными. Ночная темнота и тишина, навязчивый страх «пролежать вот так до утра» (завтра весь день пропал!) делают эти минуты поистине мучительными, хотя у человека ничего не болит и, как выясняется утром, никаких объективных причин для тревоги вообще нет. Короче говоря, у громадного количества людей, страдающих бессонницей, болезнь носит чисто психологический характер.
Но есть и объективные, физиологические причины. Да, бессонница редко сопровождается общим дефицитом сна, но соотношения между быстрым и медленным сном при ней нарушены. Избыток быстрого сна или его недостаток и рождают все неприятные ощущения.
Это заставляет искать новые пути лечения бессонницы. Вот традиционное снотворное – нембутал. Оказалось, что он прицельно подавляет быстрый сон, и значит, тем, у кого количество быстрого сна и так недостаточно, он не принесет никакого облегчения - наоборот. А ведь нембутал часто назначают всем подряд.
Но изучать расстройства сна необходимо не только для того, чтобы выдать непосредственные советы врачам. Проведенные с помощью новейших методов, эти исследования позволяют открыть удивительные страницы в теории сна, становятся одним из инструментов, способных отпереть «черный ящик».
|